Главная » Файлы » Систематическая теология » Пневматология

ТЕОЛОГИЯ ДУХА СЯТОГО
28.10.2011, 02:11

          Учение о Святом Духе представляет собой одно из самых важных учений Божьего слова. От Бытия и до Откровения виден труд Святого Духа и при сотворении, и при искуплении. Первое упоминание Святого Духа читаем в Бытие 1:1-2: "…и Дух Божий носился над водою". Последнее упоминание о Святом Духе встречаем в Откровении 22:17: "И Дух и невеста говорят: прииди!.."

ПОЛНОТА ДЕЙСТВИЙ СВЯТОГО ДУХА В ЦЕРКВИ И ЧЕРЕЗ ЦЕРКОВЬ


ВВЕДЕНИЕ

Прежде, чем правильно понять учение о Святом Духе, человек должен познать Святой Дух. Частый источник ошибки и фанатизма в понимании Святого Духа - это попытка изучить и понять Его внешнюю работу, не придя прежде к познанию Его как Личности. Очень важно, считает ли человек Святой Дух Божественной Личностью, достойной принимать наше обожание, веру, любовь, или это просто влияние, исходящее от Бога или сила или просвещение, которое Бог дает нам.

Изучение Святого Духа имеет особое значение по нескольким причинам. Одна из них заключается в том, что именно через Святого Духа верующий устанавливает личную связь с Троицей. Бога-Отца обычно представляют трансцендентным и далеким на небесах. Сын тоже кажется далеким в историческом плане и потому относительно непознаваемым. Святой же Дух активно участвует в жизни верующих, Он внутри нас. Святой Дух - то Лицо Троицы, через Которое Триединое Божество действует в христианах. Во-вторых, изучение Святого Духа приобретает особое значение потому, что человечество живет в период, когда более заметна работа Святого Духа, чем работа других Лиц Троицы. Работа Отца была первостепенной в ветхозаветный период, а Сына - в период, описанный в Евангелиях вплоть до вознесения. Со времени же Пятидесятницы, то есть в период, относящийся к книге Деяний и посланиям, и в течение последующих периодов церковной истории, главное место на сцене занимает Святой Дух. Поэтому, если сегодня есть желание поддерживать связь с Богом, нам надо знать дела Святого Духа. Третья причина важности учения о Святом Духе заключается в том, что современная культура большое внимание уделяет опыту, а опыт общения с Богом приобретается, прежде всего, через Святого Духа. Через Его работу человек ощущает Божье присутствие, и христианская жизнь становится особенно реальной.

Однако, несмотря на важность действия Святого Духа, внутри каждого человека, существует проблема понимания относительно работы и Личности Святого Духа. Практика показывает, что многие христиане исповедуют как бы неофициальные богословские взгляды, согласно которым Дух Святой по сути Своей ниже Отца и Сына. Всевозможные нападки на божественность Святого Духа в истории Церкви, фактически были покушением на христианскую концепцию Троицы. Эта ошибка уходит корнями в арианство. На основании мест Писания, где говорится о подчинении Сына Отцу во время Его земного служения, люди делали вывод о принципиально более низком положении Сына по сравнению с Отцом. Такая же логика мышления применялась и по отношению к Духу Святому. Иисус заявлял о полной божественности Духа Святого: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоанн. 14:16). Называя Святой Дух «аллон параклетон» (другой Помощник, такой же, как Он сам), Иисус утверждает, что все, что можно сказать о Его природе, можно отнести и к Святому Духу. Поэтому Библия свидетельствует о божественности Святого Духа как о Третьей Личности Троицы. Еще одна проблема - отсутствие конкретной образности. Бог Отец понимается достаточно хорошо, поскольку образ Отца знаком каждому. Сына тоже несложно представить себе, поскольку Он явился в человеческом облике, Его наблюдали, и о Нем писали. А вот Дух неосязаем и труден для восприятия.

Бог явил Себя в Троице. Есть один Бог, но все же три Личности: один Бог, не три, но один Бог в нескольких Лицах. Бог Сам открывается человеку, поэтому в понятии Троицы и божественности Святого Духа, необходимо верой принять свидетельство Священного Писания. Это приводит к функциям Святого Духа как активного посланника Бога Отца в Его отношениях с творением. Без продолжающейся деятельности Бога через Святого Духа, познание Бога было бы невозможно. Точно также как невозможно было бы открыть послание Бога в Библии без действия Святого Духа. Посредством работы Духа Святого, который прилагает спасаемых к Церкви, каждый человек имеет возможность прийти к Богу и получить прощение грехов через жертву Иисуса. Став членом Церкви, каждый верующий имеет возможность служить, проявлять дары и развивать плоды святости в своей жизни, благодаря действию Святого Духа. Таким образом, умаляя значение и роль Святого Духа, человек обедняет свою духовную сторону личности и лишает себя важнейших аспектов Божьей работы в персональной жизни. Многие христиане не представляют что изменилось бы если бы в мире не было Святого Духа. Без Святого Духа не было бы творения, вселенной и человечества. Без Святого Духа не было бы Библии, Нового Завета и силы для проповеди Евангелия. Без Святого Духа не было бы веры, нового рождения и святости.

Глава 1. Природа Святого Духа

Стратегия сатаны заключается в том, чтобы обмануть неосторожных христиан путем создания лишь отчасти верного учения, внушая им неподлинные и искусственные духовные переживания, которые они зачастую принимают как пришедшие от Бога. Внимательное изучение библейского учения о Духе Святом и Его служениях поможет избежать ошибки и покажет спасенным, как сотрудничать с Ним, дабы Он мог исполнять Свои деяния в человеческой жизни и через нее. Природа Святого Духа – это понятие связано с ответом на вопрос: кто Он есть. О Святом Духе упоминалось в Ветхом Завете более восьмидесяти раз. В Новом Завете о Святом Духе упоминается в каждой книге, за исключением послания к Филимону, втором и третьем послании Иоанна. Изначально еврейское слово «руах», как и греческое «пнеума», означало «дыхание» или «ветер». Значение «дух» это слово приобрело позже. В разговоре с Никодимом (Иоан. 3 глава) Иисус употребил это слово в значении «ветер», когда говорил: «Дух дышит, где хочет». В переводе Нового Завета под редакцией Кассиана можно прочитать: «Ветер, где хочет веет». Обычно слово «пнеума» употребляется в словосочетании «Святой Дух».

1.1 Дух Святой – Личность

Многим верующим недостаёт личных взаимоотношений со Святым Духом, потому что они смотрят на Него как на безличностную силу, некое влияние или энергию. Истинно то, что Святой Дух на самом деле влияет на жизнь верующего, и Он открыт как Божья сила, но это влияние личностно. На протяжении всего Писания Святой Дух открывается как Личность, как Некто, имеющий собственную индивидуальность. Дух Святой обладает определенными чертами личности. Во-первых, как это присуще любой личности, Дух Святой обладает самосознанием: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2). В этом отрывке наблюдается два признака личности – Он сказал и наличие в речи местоимений – «Я», «Мне». Во-вторых, это самоопределение, или наличие логичного выбора в соответствии с собственным решением: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). В-третьих, это самобытная индивидуальность: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). В этом отрывке Писания видно, что Дух Святой это не тоже, что Отец или Сын, это отдельная Личность. Далее Он обладает моральным сознанием: «и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим.1:4). Также Ему присущи другие качества личностных существ, такие как разум: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:10-12). Или чувства: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим.15:30). Также Дух Святой обладает волей: «Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр» (Деян.13:4). А выше во втором стихе этой главы, Дух Святой объявил Свое желание относительно деятельности Павла и Варнавы. Дух Святой действует так как могут действовать только личности. Он учит, порицает и обличает. Он совершает ходатайство, приводит людей или направляет их, также призывает и свидетельствует. Он способен разделять общение. В свете этих истин необходимо подходить к Нему как к личности и расценивать Его как бесконечного живого Бога в наших сердцах, достойного поклонения, любви и послушания.

1.2 Святой Дух - Бог

Святой Дух – это божественная Личность, точно также как Отец и Сын. Поэтому нельзя о нем думать просто как о каком-то влиянии, воздействии или силе. Ему присущи все атрибуты божества, те качества, которые приписываются Отцу и Сыну, также характерны и для Святого Духа. Это возможно только в том случае, если Святой Дух – на самом деле Божественная Личность. В книге Деяний 5:3,4, Святой Дух напрямую назван Богом. В послании к Евреям 9:14 в современном переводе, написано что Он вечен. В Евангелие от Луки 1:35, Библия говорит, что Он всемогущ, в Евангелии от Иоанна 14:26, что Он всезнающ. Псалом 138:7-10, говорит о вездесущем Духе Божьем, а послание к Римлянам 8:2, что Он источник жизни. Святой Дух – это Дух истины (Иоанн.16:13), Дух любви (Рим.15:13) и Дух Святости (Ефес.4:30).

Имена, которые даются Святому Духу, помогают лучше понять, кто же Он такой. Несмотря на то, что имя «Святой Дух» практически не встречается в Ветхом Завете, в нем приводятся имена, которые эквивалентны этому термину. В Ветхом Завете наиболее часто используется выражение «Дух Яхве»(на иврите «Руах Яхве»), или «Дух Господень», как оно переведено в русской Библии. Большой перечень имен Святого Духа можно найти в Евангелии от Иоанна с четырнадцатой по шестнадцатую главы. Иисус говорит, что Он пошлет другого Утешителя, Помощника и Советника. Работа Святого Духа как Советника подразумевает Его действие как Духа Истины, который обитает в верующих, наставника, который учит всему, напоминает обо всем, что говорил Христос. Эта работа Свидетеля Христа, судьи, который обличает мир о грехе, правде и суде. Несколько имен Святого Духа встречается в посланиях: Дух святыни, Дух жизни, Дух усыновления, Дух обетования, Дух благодати и Дух славы.

Символы Святого Духа конкретизируют понятия или представление о сущности, действиях и работе Его в жизни. Это прототипы, которые в любой культуре дают образное представление о Святом Духе. Один из мощных символов Духа Святого является Его сравнение с ветром. Еврейское слово «руах» имеет широкий диапазон значений. Оно может означать «дыхание», «дух» или «ветер». Это слово используется наряду с «нефеш», где основное значение этого слова является «живое существо», то есть все что способно дышать. Это слово может обозначать почти все оттенки эмоциональной и духовной жизни человека. Вместе с символом ветра передается невидимая природа Святого Духа. Точно также как и с ветром, можно видеть и чувствовать результаты действий ветра, хотя сам ветер остается невидим. Следующий образ – это вода, которая подобно дыханию, необходима для жизни. Также как вода и дыхание имеют первостепенное значение для физической жизни, точно также подобные действия Духа Святого имеют жизненное значение для духовной жизни верующего. Не менее сильный образ Духа Святого в виде огня. Этот образ указывает на очистительное действие, а также на обещание Бога, что Он отделит Свой народ от тех, кто Его отвергает. Только один раз этот символ используется для того, чтобы описать крещение Святым Духом. Еще Дух Святой сравнивается с елеем, как символом помазания и благоухания Господня. Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя и об этом говорится во всех четырех Евангелиях. Голубь – это символ кротости и мира. Святой Дух обитает в христианах, но они не одержимы им – Он нежен, Он дает мир в нелегкой жизни на земле.

1.3. Работа Святого Духа

В большой степени важно понимать деяния Святого Духа, особенно те, которые относятся к настоящему времени. Наряду с другими Лицами божественной Троицы, Дух Святой действовал в формулировании божественного плана. Это означает, что Он был вовлечен во все деяния Бога – не только в из формировании, но и осуществлении. Это подразумевает творческую деятельность по сотворению, сохранению, обеспечению, откровению и спасению. В Ветхом Завете Дух Святой, наряду с другими Лицами Троицы, участвовал в Творении. Он активно принимал участие в божественном откровении, когда давал возможность некоторым людям принимать и передавать его без ошибок и упущений, как Слово Божье. Такое деяние Святого Духа называется «богодухновением». В Ветхом Завете Дух Святой не пребывал в людях постоянно, как Он это делает сегодня, но Он снисходил на людей, или помазывал их, чтобы наделить способностью к исполнению особого служения. Очень сильно Дух Святой действовал в воплощении и служении Иисуса Христа. С первым пришествием Бога-Сына в этот мир личность и деяния Святого Духа, как никогда прежде, оказались в поле зрения. Непорочное зачатие Иисуса произошло по действию Святого Духа. Во время своего служения Иисус был исполнен и водим Святым Духом, потому во время крещения принял помазание Святого Духа. Он укреплял Иисуса в Его священническом служении и жертвенном принесении Себя за грехи человечества. Он дал Ему способность перенести оскорбления и понести осуждение за все грехи мира. В сотрудничестве с другими Лицами Троицы Дух Святой участвовал в телесном воскресении Иисуса из мертвых, и силой Духа Он телесно вознесся на небеса. Посредством Духа Святого Иисус строит свою Церковь на земле. В наши дни деятельность Духа Святого заключается в сдерживании зла, служении погибающим и участии в жизни Его народа.

Глава 2. Плоды и дары Духа Святого

Одним из важных действий Духа Святого в жизни верующего, является проявление даров Духа и плодов Духа в жизни христианина. Некоторые христиане неправильно подходят в вопросах даров и плодов, допуская ошибки в использовании даров или неправильный подход в проявлении плодов. Например, верующих в жизни которых ярко проявляются дары, обычно называют духовными. Хотя настоящая духовность определяется наличием плода Духа в жизни христианина. Плоды не очень популярны, дары всегда желанны, если бы предложить – дары или плоды, многие выбрали бы дары в ущерб плодов, хотя такое сравнение не уместно. Верующему нужно и то и другое. Нельзя также отказаться от плодов в пользу даров, иначе тогда Церковь «обеднеет» в сверхъестественных проявлениях и, скорее, превратиться в организацию, чем будет представлять Тело Христово.

2.1 Дары Духа Святого

В первом послании к Коринфянам, в главах 12-14 Павел рассматривает дары Духа Святого, данные Церкви. Эти дары были неотделимой частью жизни и служения ранней Церкви. Бог предполагает, чтобы эти дары продолжали действовать, пока не вернется Иисус, так как они демонстрируют благодать, силу и любовь Святого Духа среди Своего народа в их публичных собраниях, семьях и личных жизнях. Дары помогают проповеди Евангелия неспасенным, чтобы она была эффективной, через сверхъестественное подтверждение. Духовные дарования также призваны удовлетворить человеческие нужды и укрепить, созидая, как Церковь, так и отдельных верующих. Дары Духа Святого способствуют эффективному ведению духовной войны против сатаны и сил зла.

Термины, которые Библия использует для духовных даров, конкретизирует их природу. Во-первых, духовные дары – греческое слово «пнеуматика», от «пнеума», «Дух» - относятся к сверхъестественным проявлениям, которые приходят как дар от Святого Духа, действуя через верующих для общего блага. Во-вторых, дары благодати – греческое слово «харизмата», от «харис», «благодать» - указывают на такие духовные дары, которые включают как внутреннее побуждение, так и силу или реальную способность совершать определенные действия, полученные от Святого Духа. Такие дары даются для укрепления Тела Христа и нуждающихся в духовной помощи. В-третьих, управление или служения – греческое слово «диакониа», «служение» - предполагают, что есть разные способы служения и что определенные дары включают и данную способность и силу помогать и поддерживать других. Павел показывает, что такой аспект даров, как служение, отражает служение Господа Иисуса как слуги или раба. Таким образом, действие этих даров определяется как присутствие и действие Христа среди верующих. В-четвертых, действия или силы – греческое слово «энергемата», от «энергес», действенный, активный, энергичный – обозначают, что духовные дары это непосредственное действие силы Божьей, производящей определенные результаты. В-пятых, явления Духа – греческое слово «фанерозис», от «фанерос», проявлять – подчеркивают, что духовные дары это непосредственные проявление действия и присутствия Святого Духа в Церкви.

В данном используемом отрывке (1 Кор. 12:8-10), Апостол Павел перечисляет широкий круг даров, которые Святой Дух дает верующим. Этот перечень условно можно поделить на три группы. Первая группа – это дары откровения: слово мудрости, слово знания и дар различения духов. Вторая группа – это дары силы: дар веры, дар чудотворения и дары исцелений. И третья группа – это дары говорения: пророчество, иные языки и истолкование языков. Объяснения, как действует каждый из даров, наполняют практически каждую публикацию о дарах Святого Духа. В рамках данной работы нет возможности и необходимости объяснять действия этих даров.

2.2. Плод Святого Духа

Ни одно место Библии не рисует столь ярко контраст между образом жизни исполненного Духом верующего и греховной человеческой природой, как Галатам 5:16-26. Павел подчеркивает, что Дух и плоть враждуют друг с другом. Это место Писания включает подробный перечень как дел плоти так и плода Духа. Как следует из 16 стиха, верующий уже не находится в рабской зависимости от вожделений плоти. Но силой Духа Святого ему дана способность проявлять в своей жизни те девять замечательных качеств, которые названы плодом Духа. Важно, однако, отметить что эти качества не от самого человека, хотя и требуют определенных человеческих усилий, но их производит Дух Святой, действующий в верующем, который пребывает в живом единении со Христом. Слово «плод» стоит в единственном числе, и этим подразумевается, что упомянутые качества образуют единство, и все составляющие его должны быть присущи христианину, живущему под контролем Духа. Нельзя отдать предпочтение чему-то одному, а от остального отказаться, как от того что не получается развить в жизни. Первые три качества плода Духа отражают внутреннее состояние души человека, и источник их в Боге. Любовь – греческое слово «агапе», стоит первым и показывает заботу и стремление к высшему благу другого без мотивов личной выгоды. Радость – «чара» или «хара», или чувство радости, основанное не на внешних обстоятельствах, а на любви, благословениях, благодати, обетованиях и близости Бога, что принадлежит тем кто верит в Христа. Мир – «эйрене», то есть спокойствие сердца и разума, основанное на знании, что все благополучно между верующим и Его небесным Отцом. Следующая триада добродетелей направлена на других людей, подкрепляемая любовью, радостью и миром, живущими в христианине. Долготерпение – «макротумиа» - терпение, стойкость, медлительность на гнев или отчаяние. Благость – «хрестотес» или нежелание ранить другого или причинить боль. Милосердие – «агатосуне», а конкретнее ревность за истину, праведность и ненависть к злу. Оно может быть выражено в делах доброты или обличения и исправления зла. Последние три добродетели определяют поведение верующего, водимого Духом. Греческое слово «пистис», переведенное здесь как вера, скорее определяет понятие верности. Это твердая и непоколебимая преданность и приверженность к тому, с кем ты связан обещанием, соглашением. Это также надежность и честность. Кротость – «праутес», то есть сдержанность, соединенная с силой и мужеством. Это свойство характеризует человека, который может гневаться там, где необходим гнев, но смиренно подчиниться там, где необходимо смирение. Воздержание – «эгкратейа» или власть, господство над своими желаниями и страстями, включая верность своим брачным обетам, а также чистоту. Обладать такой способностью без содействия Святого Духа невозможно. В заключении Павел утверждает, что «на таковых нет закона», имея в виду, что запреты закона теряют смысл по отношению к тем людям, которые поступают в соответствии с перечисленными добродетелями.

2.3. Связь между дарами и плодом Духа Святого

Существует разница в проявлении и приобретении даров и плода Духа Святого. Дары – это проявление благодати или не заслуженное сверхъестественное проявление Духа, которое дано на пользу всем верующим. Плод Духа – это то, что проявляется в жизни христианина в результате чего-то. Для этого необходимо исполнения требования пребывания на лозе, развитие более и более близких взаимоотношений с Богом. Возможность плодоносить требует наличие и соблюдение святости в жизни христианина, как в поступках, так и в словах и в мыслях и желаниях.

Существует связь между дарами Духа и плодом Духа. Плод связан с духовным ростом и характером человека, образ жизни является главным испытанием человеческой истинности. Плод, о котором идет речь в послании к Галатам 5:22-23, есть девять благодетелей, которые составляют плод Духа – образ жизни тех, кто постоянно пребывает в Духе и движим Им. Главной темой послания к Галатам является не только оправдание верой, несмотря на то, что, на первый взгляд, именно оно преобладает. Скорее, задачей оправдания верой является хождение в Духе. То же ударение на хождении, или жизни, в Духе ставится на уроках, которые Павел преподал церквям в Ефесе, Коринфе и Риме. Дары и плод представлены в посланиях в тщательном разнообразии. Когда особый упор делается на дарах за счет плода, то платится ужасная цена. Характер христианина, святая жизнь и отношения с верующими – все это не принимается в расчет, мотивируя это тем, что Бог благословляет верующих проявлением силы. Таким образом, ослабевает действие Святого Духа. Недопустимо отделять силу от святости. Бог очищает для того, чтобы использовать. Христиане, чьи жизни стабильны и не скованы оковами похоти, не подлежат осуждению – у них будет добрая репутация, и они будут идти в силе. Несмотря на то, что ни возраст, ни опыт не может служить гарантией духовной зрелости, плод Духа приводит к этому. Быть духовно зрелым значит понимать Божий Дух и нужды людей. Только после этого возможно лучше всего осуществлять и развивать дары. Зрелость развивает чувствительность к Духу, чтобы человек понимал, как действуют дуры, и необходимость их проявления. Тогда наступит равновесие и люди не будут бросаться из одной крайности в другую, и начнут обращать внимание на долгосрочные благословения, а не только на краткосрочные благословения. Это необходимо, для того чтобы стремиться к пробуждению, которое будет продолжаться до пришествия Иисуса. Таким образом, плод становится способом осуществления даров. Плод Духа должен быть окутан любовью, а любой дар, даже в самом полном своем проявлении, без любви не несет ничего полезного.

Глава 3. Работа Святого Духа в Церкви и через нее

В наши дни деятельность Духа Святого заключается в сдерживании зла, служении погибающим и участии в жизни Его народа.

3.1. Служение Духа Святого неспасенным

Дух Святой служит неспасенным, донося до них истины Евангелия, показывая им, что они духовно нуждаются в спасении, свидетельствуя об искупительной жертве Иисуса, взывая к ним, чтобы они уверовали в Спасителя. В этой работе выше было показано божество Духа Святого, который всемогущ и может Сам приводить ко спасению, как не однократно говорится в Деяниях. Однако, Бог в свою работу приведения к покаянию привлекает верующих: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим.10:13-15). Призвать имя Господа – это то же, что уверовать в Него, но в этом отрывке мысль в том, что для того, чтобы призывать Его, надо в Него уверовать. Вера, в свою очередь, основана на слышании, а слушание на проповеди. Греческое слово «керисоо», переведенное как «проповедывать», означает «быть вестником», «тем, кто объявляет» и, значит, не подразумевает лишь проповедь с кафедры. Несущие благую весть – это те, кого Бог привлек к Себе, и вот использует их как Своих вестников. Это перекликается с Великим Поручением, которое Иисус оставил Своей Церкви. «Идите, научите ..., крестя» - эти слова являются Великим Поручением Христа всем Его последователям всех будущих поколений. Здесь утверждается цель, обязанность и миссионерская задача Церкви. Как подкрепление посланничества и общецерковной миссии Иисус уверяет Своих учеников: «Я с вами во все дни до скончания века». Это обетование – заверение Христа тем, кто занимается спасением душ и научением их соблюдать нормы Его праведности. Иисус воскрес, ныне Он жив и лично заботится о каждом из Своих детей. Он с ними в личности Святого Духа и через Свое Слово, которое открывается посредством этого же Духа. Он заботится и внимательно следит за каждой мелочью, каждым событием в жизненной борьбе и испытаниях и дает как благодать, которой достаточно, так и Свое присутствие, чтобы направлять христиан домой на небеса. Это ответ верующего на всякий страх, всякое сомнение, всякую тревогу и разочарование.

Господь Иисус в Евангелии Иоанна 16:8, говорит, что Дух Святой обличает этот мир. Глагол обличать – греческое слово «эленкеи», можно перевести, как убеждать, упрекать, порицать. Он несет дополнительный оттенок значения – выносить что-то на свет, выставлять, выдвигать или указывать на что-то. Это деяние Святого Духа заключается в том, что Он показывает неспасенному человеку его духовную нужду в спасении от греха. Дух Святой указывает на Господа Иисуса, как на единственного, кто может удовлетворить духовную нужду неверующих. Именно Святой Дух, использует слова проповедующего для убеждения слушающего в нужде спасения. С другой стороны предоставленный самому себе, грешник никогда не примет Спасителя, хотя он может сознавать свою нужду и знать об искупительной жертве Христа. Из-за своей полной развращенности и неспособности к пониманию он не только не желает, но и не способен выйти навстречу Богу. Однако, Дух Святой дает расположение сердца к покаянию и вере в Евангелие.

3.2. Служение Святого Духа спасенным

Дух Святой играет ключевую роль в жизни спасенного человека: не только в момент его спасения, но и на протяжении всей его христианской жизни и служения. Когда человек уверовал в Господа Иисуса как в своего Спасителя, он немедленно испытывает несколько единовременных деяний Святого Духа, происшедших одновременно. Во-первых, это возрождение, происходящее в ответ на спасительную веру, также очищение и обновление внутреннего существа верующего в Евангелие, и наделение его духовной жизнью. Также происходит освящение и очищение верующего или удаления Его вины и осквернения от грехов. Хотя спасение требует человеческого отклика на Евангелие, возрождение происходит не человеческими средствами. Возрождение происходит мгновенно в ответ на спасительную веру и оно само по себе не заметно, потому что это не чувственное переживание. Духовный опыт переживания определенных чувств и добрые деяния обусловлены внутренним обновлением.

Существует два аспекта работы Святого Духа, Который осуществил наше крещение. Крещение верующих, осуществляется посредством Духа Святого, так в этот момент верующий духовно приобщается ко всему Телу Христову, так называемую Вселенскую Церковь. В этот же момент, верующий наделяется способностью от Духа Святого, становясь членом конкретной поместной церкви, определенным призванием, местом в этой поместной церкви и дарами для успешного осуществления этого служения.

Верующие в Иисуса запечатлеваются Духом Святым, чтобы сохранить их до момента искупления его тела, завершающего спасения. Помазание Святого Духа символизирует тот факт, что христиане, - назначенные Богом служители, или рабы Иисуса, и указывает на принятие Святого Духа, который поможет исполнять волю Господа. Помазание связано с призывом к служению и символизирует божественное назначение человека на служение, а также указывает на тот факт, что в этом служении Ему помогает Бог.

Эти деяния Святого Духа в момент спасения осуществляются мгновенно, носят неизменный характер и не зависят от нашей воли. Они никогда не нуждаются в повторении или не требуется дополнительного покаяния для их осуществления. Но исполнение Духом Святым в момент покаяния, но это исполнение нельзя считать неизменно пребывающей духовной реальностью, ибо верующий постоянно нуждается в исполнении Духом Святым.

3.3. Деяния Святого Духа на протяжении жизни верующего

Поскольку Дух Святой Утешитель верующего в Евангелие, крайне важно, чтобы спасенные понимали Его служение Своему народу. Тогда христиане смогут быть Его соработниками и всецело предаваться Ему, чтобы в их жизни или через нее Он делал все необходимое Ему.

Дух Святой молится за верующих (Рим.8:26-27). Это не значит, что Он расшифровывает наши молитвы. Дух Святой фактически молится внутри верующего неслышными, неподдающимися описанию вздохами. Хотя это происходит внутри христианина, время от времени это может достигать сознания как томление нашего человеческого духа. Это ходатайство действенно, ибо Отец знает разум Святого Духа, который всегда молится, сообразуясь с божественной волей, и молитва становится эффективной.

Дух Святой свидетельствует человеческому духу о его взаимоотношениях с Богом (Рим.8:16). В этом свидетельстве Он делает значимыми обетования и утверждения Слова Божьего. Он также побуждает называть Бога «Отцом». Дух Святой учит верующих (1Иоан.2:27). Через озарение Дух Святой дает Своим людям понимание божественной истины, чтобы они могли отличать ее от заблуждения. Вне этого божественного служения ни один человек не способен уразуметь духовные учения Библии. Дух Святой ведет нас (Рим.8:14) или направляет и указывает дорогу. Дух Святой освещает верующих (1Кор.6:11). Быть освященным означает быть отделенным от греха для Бога, Его проявления и использования Им. Стать святым в поведении – означает все больше уподобляться Господу Иисусу Христу. Святой Дух избирает пресвитеров, сооружает одно целое Тело и распределяет духовные дары.
Категория: Пневматология | Добавил: admin
Просмотров: 2101 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]