Главная » Файлы » Систематическая теология » Христология

Логика в богословии: Иисус - Бог или человек?
09.01.2012, 04:16

Денис Подорожный  05.01.2012 

Последний месяц я был сторонним наблюдателем жарких баталий в социальных сетях. Христиане спорили между собой, а точнее с несколькими инициаторами дискуссии – кем является Иисус Христос – Богом или человеком? Одним из аргументов против христианского учения о Боговоплощении был упрек в его нелогичности. 

Мне не хотелось ввязываться в спор, потому что трудно разговаривать с людьми, не желающими слушать доводы оппонентов, да и полемика эта бесконечна. Она ведется не только в интернете, и причем не один век.

Но вот аргументация «логично-нелогично» в данном диспуте мне показалась очень примечательной и даже забавной. О ней и хотел бы поразмышлять.

На протяжении почти всей истории христианства возникали разномыслия касательно того, кто же есть в действительности Иисус Христос – Бог или человек? Согласно традиционного христианского вероучения Иисус одновременно является Богом и человеком, причем без всяких «или». Он не полубог – получеловек, а стопроцентный Бог и стопроцентный человек одновременно.

Такое восприятие Христа для многих весьма сложно. Непонятность и кажущаяся противоречивость двойственной природы Иисуса Христа служит поводом, чтобы упрекать в нелогичности убеждений христиан, которые верят в этот догмат. Оппоненты веры в доктрину Боговоплощения говорят: как это? Как это может быть? Если Иисус – Бог, то где находился Бог, когда Иисуса распяли? Кому Иисус молился? И вообще, как может Творец стать частью творения?

Из-за взгляда на Иисуса, как на Бога, пришедшего во плоти, христиан порой даже обвиняют в обожествлении человека: «Вы человека делаете Богом!». Но давайте посмотрим на это с другой стороны...

Действительно, согласно учению всех монотеистических религий, делать Бога из человека – это грех, который граничит с богохульством. Но, а если взглянуть с другой стороны: может ли Бог стать человеком?

- Не может! – на то Он и Бог – скажут одни.
- Может, на то Он и Всемогущий, - ответят другие!

Действительно, кто мы такие, чтобы Бога ставить в рамки собственных представлений о Нем и говорить, что Он может и чего Он не может?

В Библии можно найти очень много текстов, открывающих Христа, как человека, родившегося в этом мире (Мф.1:18), способного проголодаться (Лук.6:3), спать (Мр.4:38), переносить стресс и боль (Лук.22:44; Ис.53:7), иметь ограниченные знания (Мр.13:32). О Нем сказано, что Он пришел, чтобы Своей жизнью и учением прославлять Бога Отца (Иоан.17:4,5).

Одновременно в этой же Библии полно свидетельств, говорящих, что Христос - не человек, а Бог:
1) В Откровении Иоанна Богослова Тот, Кто называет себя Альфа и Омега, Первым и Последним, Началом и Концом, Вседержителем (Отк.1:8,10), говорит о себе, как о воскресшем: «и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков»(Отк.1:18).
2) В Евангелии описывается, что Иисус прощал грехи (Мф.9:2,6; Лук.7:47,48), хотя делать это может лишь Бог (Пс.102:3; Лук.5:21).
3) Если Бог давал пророкам откровение о том, что какой-то человек делал или говорил, то Иисус самостоятельно видел помышления людей (Мф.9:4), а это может лишь Бог, который - Сердцеведец (Деян.15:8).
4) Апостол Павел, цитируя слова Иоиля, сказанные исключительно о Боге (Иоиль.2:32), говорит об Иисусе Христе, как о Том, в Кого веровать и чье имя призывать (Рим.10:9-13)
5) Евангелист Иоанн, называя Бога Словом, говорит, что это Слово стало плотью (Иоан.1:1,2,14). А Павел прямо говорит: «Бог явился во плоти... вознесся в славе», явно указывая на Христа (1 Тим.3:16).
6) Кроме того, Он называет себя Истиной (Иоан.14:6), тогда как Писание говорит, что личностью, которая может именовать Себя истиной может быть лишь Бог: «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» (Иер.10:10) ...

Список этот можно продолжать и продолжать, вспоминая и о чудесах Христа, и о пророчествах о Нем, и слова апостолов, свидетельствовавших и упоминавших о Христе, как о Боге или равном Богу.

И когда мы сталкиваемся с такими «противоречивыми» местами в Писании, то наш разум кричит: «Это нелогично!», и пытается все объяснить:

- Наверное, это не Бог с большой буквы, а бог с маленькой? (Стало быть, божок? Приверженцы такой версии, с элегантностью фокусника самостоятельно решают, где говорится о Боге, а где о боге, где о Господе, а где о господине, и для них часто совсем не важно, в каком контексте это написано – лишь бы это вписывалось в их мировоззрение).
- Возможно, это не Бог, и не человек, а некая созданная Им личность, которую Бог сотворил и через которую творил все остальное! (А как же тогда с фразой: «И через Него ничего не начало быть, что начало быть» в Иоан.1:3 – видимо, не ничего, а ПОЧТИ ничего? Он исключение? Евангелие лжет?).
- Ну тогда это духовная сила Бога пришла на человека Христа и как бы Бог действовал через Него, так что Бог был явлен в Нем (Ого, как накручено! Почему же столько мест Библии, которые явно говорят не об образном отношении ко Христу, как к Богу, а о фактическом?).

Доходит это до возгласов: «Где-то во всех этих местах Библии закрались ошибки – ну не может так быть! Не логично! Не может же 1+1+1=1» (Кстати, да - не может! Но и тут у оппонентов триединства Бога есть проблемы с логикой: никто и не утверждает таким образом! Если им удобен язык математики, то лучше писать так: х + х + х = y, где икс – ипостась (различимое в едином), а игрек – природа, сущность Бога, который ОДИН. Тут проблем с логикой у христиан не возникает – никто не говорит о трех богах!).

Словом, возникает попытка собственной логикой объяснить непонятное и неподдающееся объяснению.

Странно слышать, когда о Божьем промысле говорят: «это логично» или «это не логично». Я очень ценю логику, как науку, мой отец и бабушка были математики, и сам учился на факультете прикладной математики и механики. Логику люблю, изучал, сдал на отлично в ВУЗе и считаю, что она дисциплинирует мышление, и в богословии она очень необходима, но.... уверен, что когда мы пытаемся загнать Бога в рамки логики мы идем вопреки ей самой.

Разве это логично - подчинять каким-либо законам (в данном случае - законам логики) Того, кто выше всех законов и является их Законодателем? Разве Бог, делая чудеса, всегда согласует Свои действия с законами природы или законами логики? Ни логика, ни физика, ни медицина не объяснят, как на третий день можно воскреснуть из мертвых (если не шарлатанить с понятиями летаргического сна и прочими рациональными попытками объяснить чудо воскресения)? Каким законам подчиняется вознесение Илии на небо на огненной колеснице? Законам логики?

Логика необходима, чтобы выстраивать и упорядочивать собственную мысль, обнаруживать закономерности и видеть нестыковки в объяснениях существующих событий и явлений. Она очень важна для богословия с целью систематизации знаний, получаемых из Божьего слова. Человек, который не дружит с логикой, опасен безрассудством. Но, к сожалению, еще опасней возвысить логику над Богом и Его Самого подчинить нашей рассудительности.

Меня пугает крайний рационализм некоторых современных христиан, пытающихся объяснить необъяснимое и вогнать в систему логически выстроенных аргументов Самого Бога, словно нашим умом мы можем постичь Его ум. О бессмысленности этих попыток в отношении познания Бога говорил еще старик Кант.

За эти же вещи в свое время был обличаем царь Тирский! Бог строго высказывал ему: «будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим» (Иез.28:2). Причем Господь, повторяет эту фразу дважды: второй раз, когда предупреждает о судах, которые должны были излиться на царя за то, что «ум твой ставишь наравне с умом Божиим» (Иез.28:6).

Все усложнять и все упрощать - это две крайности одного пути, как впрочем попытка все понять умом или, наоборот, дистанцироваться от здравого смысла и уходить в крайнюю форму духовности. Истина – посередине.

С одной стороны, мы, как христиане, не должны мудрствовать сверх написанного (1 Кор.4:6), иначе наши умы рискуют повредиться, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор.11:3). Писание полно простых истин и нам не стоит из ясных Библейских повелений делать философские глубокомысленные выкладки, которые позволили бы нам не делать того, что заповедано.

С другой стороны, не все, что Бог делает и Кем является – понятно для человека, иначе мы бы имели разум, равный Божьему. Утверждение, «Зачем простые вещи усложнять?! Для правильного понимания «кто есть кто» достаточно Писания и «простой логики» можно применить лишь к очевидным понятиям, но Божья природа к таковым не относится!

Писание говорит про «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор.2:7). Какие-то вещи Он открывает нам Своим Духом (Кол.1:26), другие оставляет скрытыми до определенного времени (1 Кор.13:12), а какие-то останутся сокрытыми навсегда, как написано: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29:29).

Его пути не наши пути, и Его мысли – не наши мысли, говорится у пророка Исаии 55:9. Божьи мысли и пути гораздо выше наших, и говорить о «простой логике» опасно. Некоторые вещи познаются иным образом!

Немалая часть нашего жизненного опыта строится на познаниях, никак не связанных с логикой. К примеру, тому, кто никогда не ел смоквы, бесполезно читать книги о вкусной и здоровой пище и слушать свидетельства тех, кто их уже ел. Разум тут не поможет. Либо ел, либо не ел. Это опыт. Его нельзя объяснить.

Некоторые Божественные истины открываются не посредством рационального исследования, а лишь путем того, что Сам Бог открывается человеку, как написано: «Вкусите и увидите, как благ Господь» (1 Петр.2:1).

Сколько можем, мы призваны познавать Господа, Его пути и Его волю. Хорошо использовать логику, как инструмент в наших рассуждениях о Нем, но всегда надо держать в памяти, что в отношениях с Богом логика обязательно будет упираться в сферы невидимого, где разум - бессилен. Там мы должны иметь мужество и смирение сказать: «Я не могу это ни понять, ни объяснить, но если Божье Слово говорит так, то я принимаю это верой».

Тогда не только будет легче принять, что Господь может быть единым Богом в трех ипостасях, и что Иисус Христос может быть Богом и человеком одновременно, но оставить сомнения еще по ряду малопонятных истин Писания.

Мы без труда примем утверждения Библии, что:

У Бога могут двое становиться одной плотью (Мф.19:6).
У Него возможно иметь, когда отдал, а жить, когда умер (Мр.8:35; Лук.6;38; 1 Кор.15:36).
Господь способен знать все дни жизни нашей, когда ни одного из них еще не было (Пс.138:16), и при этом не делать из нас марионеток, давая свободу решать и действовать (Втор.30:19). Все в Его власти, но при этом нам дана свобода выбора.
Бог может быть совершенно милосердным (Исх.34:6), оставаясь при этом абсолютно справедливым (Пс.118:75).
Он желает, чтобы мы Его познавали (Пс.45:11), но познан быть не может.
Он способен творить из ничего (Быт.1:1).
Голос Он не возвысит (Ис.42:2), но Он громче вод многих (Отк.1:15).
Он говорил из мрака (Втор.5:22; Пс.96:2; Евр.12:18), но обитает в непреступном свете (1 Тим.6:16).

 Уважая разум и логику, нельзя умалять веру и упование. Тогда гораздо легче будет принять написанное: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим.3:16).

http://domnaskale.org/ministry/articles/iisus---bog-ili-chelovek/

Категория: Христология | Добавил: admin | Теги: бог, Библия, характер и личность, библиология, толкование Писания, Его сущность и характер, христология
Просмотров: 1150 | Загрузок: 0 | Комментарии: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]