Главная » Файлы » Пасторство » Управление и руководство |
28.10.2011, 02:05 | |
Управление церковью - это духовные вещи. Основные способы формирования церковного управления должны быть найдены в Писании. Принципы церковного управления, найденные в Библии, являются основными и всеобъемлющими даже поотношению к церквям во многих разных культурах и через многие разные исторические периоды.
Глава 1. Суть пасторского служения Определенно можно сказать, что если и внесено что-то новое в каноны пасторского богословия, то эти изменения весьма незначительны. Изменилось, пожалуй, лишь то, что некоторые аспекты приобрели большую актуальность. Очевидно, мир оказывает все большее влияние на Церковь и на ее членов. Мирские ценности, приоритеты и стандарты успеха или значимости все больше и больше принимаются Церковью. Люди - как принадлежащие, так и не принадлежащие Церкви - все больше отвергают ее, будто Церковь никак не демонстрирует миру своего отношения к сложным морально-этическим проблемам, с которыми сталкивается общество, и уж тем более - к основополагающим вопросам жизни и смерти, греха, вины и прощения. Похоже, мир доминирует в этой области и все более навязывает свои условия. В свете этого можно утверждать, что аспекты пасторского попечения могут выходить далеко за рамки поместной церкви и касаться всех институтов современной жизни. 1.1 Греческие слова, описывающие пасторское служение Согласно библейскому учению, пастырство – это служение Богу и людям. Служение в церкви призвано наставлять людей к укреплению единого Тела Христова: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4:7,11-13). Идея пастырства как «служения» просматривается в глаголах diakoneo – «служить» и douleud - «служить в качестве раба» и в производных от них существительных. Название hyperetes относилось ко всем тем, кто с готовностью служит другому, - например, так назывались служители «слова» (Лук. 1:2), Христа (Иоан. 18:36; 1 Кор. 4:1); так называли Апостола Павла и Варнаву (Деян. 13:2). Слово leitourgia и соответствующий глагол leitourgeo нередко употреблялись по отношению к священническому служению Ветхого Завета. Образно они используются и в Новом Завете, где указывают на финансовое попечение пастырства о нуждающихся людях (Рим. 15:27; 2Кор. 9:12) и жертвенную самоотдачу Апостола Павла (Филп. 2:17). Эти термины использовались для описания христианского служения в целом, однако в послеапостольский период их все больше стали относить к собственно священническому служению как к аналогу ветхозаветного Левитского служения. Об этом свидетельствуют Первое послание Климента и Апостольские правила. Термин епископ употребляется в первом послании к Тимофею 3:1 по отношению к людям несущим пасторское служение. Это один из нескольких терминов, которыми обозначается в Новом Завете руководящее церковью лицо. По-гречески это слово episkopos, "надзиратель", "блюститель" и обозначает в Новом Завете одну из должностей в ранней Церкви, людей, которые были назначенными лидерами поместной церкви. Это слово состоит из двух слов – epi – над и skopos – смотреть, наблюдать, надсмотрщик, блюститель, или человек, который наблюдает. Еще в Древней Греции надзиратели, государственные чиновники, философы и так далее назывались эпископой. В Новом Завете епископы еще не были предстоятелями и надзирателями над общинами определенного округа. Управление общинами осуществлялось советом пресвитеров или епископов. В Новом Завете термины епископ "блюститель" и "пресвитер" используются как взаимозаменяемые, например, в Деяниях 20:17,28. Слово епископ в Новом Завете обычно стоит во множественном числе - эпископой, кроме 1Тимофею 3:2, где говорится о необходимых епископу качествах. Епископ как единоличный глава общины или округа (монархический епископат) не был возможен до II века, когда этот институт начинает формироваться, и данный процесс не отражен в тексте Нового Завета. Слово presbuteros, которое синонимично и можно также отнести к пасторскому служению, в книге Деяний 11:30 Лука использует в отношении тех, кто имел власть и входил в руководство Иерусалимской церкви. Это слово чаще других употребляется в Новом Завете. В послании к Римлянам 12:8 употреблено слово начальник – proistamenoi, а в послании к Евреям 13:17 – наставники – hegoumenois. Греческое poimenas в послании к Евреям 4:11 передано как пастыри. Каждым из этих терминов подчеркивали тот или иной аспект деятельности руководителя, но все они, по-видимому, употреблялись попеременно для обозначения одного и того же руководящего поста в церкви, который отличался от другого поста, занимаемого диаконами. В послании к Евреям 12:15 слово episkopos указывает, что верующий является епископ своего сердца, а значит, обязан наблюдать, исправлять и присматривать за всем, что происходит внутри. Это наталкивает на мысль, что пастырей можно еще представить как наставников. Слово odegeo – наставлять, описывает проводника, который показывает путешественнику самый безопасный путь по незнакомой местности. Это слово употребляется по отношении к Духу Святому в Иоанна 16:13, и говорит о том, что Он наш проводник. В какой- то степени пастор, исполненный Духом может вести вверенных ему людей по пути так, чтобы избежать ловушек и преодолеть преграды. Когда христианин вступает на незнакомую территорию, пастор, водимый Богом, может показать самый безопасный путь, который приведет к назначенной цели. 1.2 Пасторское служение в Библии Согласно Святому Писанию, пастырство может быть представлено священническим и левитским служением в Ветхом Завете, наряду с общим для Ветхого Завета и Нового Завета служением старейшин и взаимным сослужением всех верующих. Слово «пастырство», таким образом, относится как к служению руководителей общины, так и к служению самой общины и ее членов. Идеал пастырства воплощен в служении Христа, которое можно назвать и водительством. В Деяниях 6:3 характеризуются духовные качества, необходимые для руководителей общины, а в 1 Тимофею 3:1-13 (также Тит. 1:6-9) эти качества рассматриваются более подробно. Об историческом развитии пастырства в Новом Завете и ранней Церкви единого мнения нет. Многие выводят его из личного харизматического пастырства христиан, преобразовавшегося со временем в организованное (официальное) пастырство немногих членов общины и, в конце концов, получившего форму правящего епископата (послеапостольский период). Реформация в известной мере изменила картину. Время от времени в истории Церкви различные христианские течения подчеркивали харизматический аспект пастырства. В самое последнее время концепции пастырства подверглись дальнейшим изменениям в ходе деятельности таких групп, как рабочие-священники; основной упор стали делать на руководящую роль и служение мирян, на развитие многофункционального штата церкви, на современное харизматическое движение. Однако, достоверно не известно, что новозаветная Церковь развивалась линейным образом от харизматического к институциональному служению, и еще более сомнительно, что в ранней Церкви противопоставлялись эти две формы пастырства. Нет нигде достоверных фактов, что первые христиане существовали без поставленного лидерства, просто пася друг друга теми дарами, которые вложил в них Бог. А затем, более успешные в этом «личном» пастырстве были поставлены над всей паствой общим голосованием. Даже во времена Ветхого Завета и при так называемой теократической системе управления, во главе народа Божьего всегда стоял лидер, осуществляющий функции блюстителя и наставника. Действительно, в большинстве посланий Апостола Павла очень мало говорится об институциональном служении, а старейшины и диаконы упоминаются главным образом в пастырских посланиях и Деяниях. И все же упоминание о старейшинах и диаконах в Филиппийцам 1:1 подтверждает рассказ Деяний о том, что Апостол Павел назначил старейшин в каждую церковь. Кроме того, в отрывках из пастырских посланий, в которых говорится о старейшинах и диаконах, основное внимание уделяется их роли и функциям, а не «институту» пастырства, как таковому. Наконец, специфические функции, возложенные на старейшин, диаконов, апостолов, пророков, благовестников и пастырей-учителей, нигде не противопоставляются служениям отдельных верующих (наделенных даром Духа) и не заслоняют такие служения. Ответить на эти вопросы дает возможность двоякий взгляд на пастырство: все верующие должны явить свое пастырство в соответствии с полученным ими духовным даром, однако вопросы авторитетного учительства, руководства и церковной дисциплины относятся к компетенции старейшин. Пастырство, на каких бы людей, оно ни возлагалось и в какой бы форме, ни реализовывалось, продолжает, по сути своей, пастырство Иисуса Христа. В протестантском евангельском христианстве большую роль играет также и пастырство Слова Божьего. Цели пастырства, разумеется, не ограничиваются сферой наставления Церкви. В пастырстве, как и во всякой деятельности христианина, проявляется слава Божья. Есть еще один интересный аспект пастырства. Здесь уже говорилось, что каждый христианин в той или иной степени причастен к пастырству. Например, среди неверующих на работе или на учебе, такой человек наставляет остальных своим образом жизни или служением Слова. Если кто-то из верующих приводит своих родственников или знакомых в церковь, то какое-то время он для них является пастырем, отвечая на вопросы, призывая к молитве, служению, заботясь, чтобы человек не пропал и посещал собрание. Также в Ветхом Завете можно прочесть, что князья и цари назывались пастырями народа, ответственными за благосостояние вверенных им людей. Пророки были пастырями в области того слова, которое было от Бога направлено отдельным группам людей или даже целым нациям. Отцы и мужья были пастырями в доме, осуществляя главенствующую функцию и неся ответственность за всех домочадцев. В этом смысле пророк говорит, что это проклятие, когда такое пастырство (возложенное на плечи мужчин), осуществляют женщины или дети, неся не свою ответственность. Начальники или хозяева пастыря тем, над которыми они осуществляют надзор. В этом смысле аспект пастырства в осуществлении общего руководства и водительства во вверенной области проявляется практически во всех сферах общественной жизни. Любой депутат, бизнесмен, директор школы, является в своей области пастырем тем за кого он в ответе. При этом выдвигается общее условие – не пасти самих себя, а заботится о тех, кого Бог тебе доверил. 1.3. Основные функции пасторского служения В свете той ответственности, которая возложена на институт пастырства, к таковым людям предъявляются определенные требования. Это требования как внутреннего, так и внешнего характера. К требованиям внутреннего характера относятся призвание, духовная жизнь (чтение Слова Божьего и молитва), а также стремление к образованию. К внешним требованиям относят семейные взаимоотношения, взаимоотношения с окружающими и этика служителя по отношению к другим служениям или служителям. Помимо этого существуют функции и прямые обязанности пастырского служения. Самая яркая функция пасторского служения – это проповедь. Пастор всегда несет публичное служение у кафедры. Это не значит, что пастор должен проповедовать лучше всех или никто больше в церкви не может проповедовать, кроме пастыря. Но пастырь должен уметь проповедовать, учиться этого и совершенствовать свой профессионализм. Говоря о важности проповедования, можно удивиться словам Павла о том, что мир услышит Благую Весть и спасется через юродство проповеди (1 Кор. 1:21). В английской Библии это слово переведено как глупость. С точки зрения слушателя может показаться, что проповедовать совсем не сложно. Мысль о важности проповеди настолько овладела умом Павла, что он сказал: «Горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9:16). Проповедование является основной задачей пастора. Слово, от которого происходит слово проповедь, означает «провозглашать публично». Кто-то дал ему другое определение: «назойливо и утомительно увещевать». Если ограничиться лишь этими определениями, то любую лекцию или публичное выступление можно назвать проповедью. Из этих определений может показаться, что проповедовать можно безотносительно к Христу и Его Слову. Иными словами, невозможно проповедовать без причастности к Иисусу и без посредства Духа Святого. Новый Завет дает достаточно материала, чтобы понять, что означает проповедь в контексте Библии. В Писании используются несколько понятий для описания проповеди: возвещать, провозглашать, возвещать Благую Весть, учить. В основе проповеди не лежат человеческие представления о Боге. В основе ее лежит рассказ о том, что Бог сделал для человека, переданный человеку теми, кого призвал Бог. Библия указывает, что бывали лжепророки, изрекавшие свои собственные пустые слова; однако Бог отрекся от них (Иерем. 14:14). Иеремия также утверждает, что бывали времена, когда Слово Господне шло вразрез с мыслями тех, кто нес это Слово людям. Поэтому, касаясь проповеди, Библия ставит во главу угла то, что сказал и сделал Бог. Слова «Так говорит Господь» повышают авторитет не столько говорящего, сколько сказанных им слов. Поэтому можно сказать, что проповедование предполагает весть от Бога. Но если проповедь – это весть от Бога, необходим вестник, через которого эта весть передается; иначе как Божья весть достигнет нас? Некоторые считают, что весть становится непреложной оттого, что она ярко и убедительно изложена, но это не так. Основным критерием пророческого служения в Ветхом Завете является то, что пророческое слово исходит от Бога; именно Он наделял это слово окончательной властью. Итак, не красноречие говорящего придает силу и власть этой вести, но само ее содержание. Человек (пророк или проповедник) есть лишь глашатай или представитель; люди – адресаты этого послания. Здесь предстает картина с тремя действующими лицами: Бог, источник и смысл послания; пророк, посланник или глашатай, устами которого говорит Бог; и люди, которым направлено это послание. В Новом Завете эта концепция представлена в нескольких вариантах. Павел подводит ей итог в своем Послании к Фессалоникийцам: «...принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, - которое и действует в вас верующих» (1 Фес. 2:13). Слово, переданное пророкам, воплотившееся в Сыне, вверенное Апостолам, дошло до нас в Писаниях. Ни ораторское мастерство говорящего, ни его мысли о жизни или религии, ни его сила убеждения не делают речь проповедью; это происходит лишь благодаря провозглашению Слова Божия. В Послании к Римлянам 10:13-15 ясно показано, почему Бог избрал проповедь как основное средство провозглашения Евангельской Вести. Этот отрывок явно указывает, что проповедь имеет цель. Она не является просто демонстрацией ораторского искусства или попыткой манипулировать чувствами людей. Поскольку человек был отчужден от Бога своим грехом, он нуждается в примирении с Богом. Евангелие Христово, Благая Весть – это весть о том, что Бог дал нам все, что необходимо для этого примирения, и эту весть необходимо нести людям (Рим. 1:16). Здесь, видно, что то, что началось с проповеди, заканчивается спасением. А спасенные, посредством проповеди и наставления имеют возможность сохранить это спасение и ясно видеть волю Божью в своей жизни. Когда проповедник, говорит от имени Христа, он берет на себя громадную ответственность. В каком-то смысле, судьба слушателей в его руках. Проповедуя, он доносит до людей весть от Господа всей вселенной. Это большая возможность. Следующая функция пасторского служения – это обучение. Когда Иисус повелел Своим последователям идти и научить все народы (Матф. 28:19-20), Он тем самым установил цель церковного служения, и нельзя ею пренебрегать. Задача обучения не может быть уложена в одноразовую программу или быть выполнена за один учебный год. Для того, чтобы научить людей, необходимы усердные самостоятельные занятия, тщательная подготовка, умение бесстрашно проникать в суть вещей и стремление посвятить себя выполнению призыва Господа. Масштабностью этих требований можно отчасти объяснить тот факт, что в некоторых церквах людей учат недостаточно. Если взглянуть с точки зрения Нового Завета, учение имеет ряд целей. Во-первых, оно неразрывно связано с провозглашением Евангелия. Так, из Евангелия от Матфея можно прочесть, что наказ спасать погибших имеет первостепенную важность, поскольку именно с этого начинается призыв к духовной жизни. Но когда люди переходят из смерти в жизнь и становятся учениками или последователями Христа, их надо учить исполнять то, что заповедал Христос. Для этого им следует снова и снова напоминать о том, что Христос призвал их быть истинно преданными учениками. Также нужно убедить их в реальности Царства Божия и призвать, целиком посвятить себя этому Царству. К этому близка также и другая цель учения – полнее наставлять верующих в евангельской истине. От первоначальных основ духовной жизни они должны переходить к росту, развитию и духовной зрелости. Им также следует расстаться с прежним неверным пониманием Бога, самих себя и окружающего мира. Подобно тому, как двенадцать учеников Иисуса несли на себе некоторые предрассудки иудейского воспитания, каждый из нас привносит в свой христианский опыт свои предубеждения, склонности и особенности восприятия. Наш характер должен подвергнуться преобразованию, а для этого требуется оставить позади первичные элементарные истины духовного младенчества (молоко) и принять на себя обязанности, связанные с духовным ростом, свидетельствованием и руководством другими людьми (твердая пища – Евр. 5:11-14). Следующая цель обучения - необходимость воспитания учеников, чей ум и сердце были бы подготовлены к исполнению служения, подобного тому, которое нес Иисус. Те, кто учились у Иисуса, впоследствии стали «посланными». Следуя Его примеру, нужно тоже должны подготавливать людей, которым можно будет доверить распространять и укреплять дело Господа по всему миру. Следующая функция пастыря состоит в том, чтобы осуществлять пасторское попечение. Оно может осуществляться через посещения, консультирование (личное и групповое). Также через ходатайство и заступничество. И конечно же дисциплинирование. Также пастырь осуществляет в церкви особые служения, такие как водное крещение, служение хлебопреломления, благословение детей, бракосочетание и похороны. Все это может быть успешной возможностью для осуществления вышеприведенных функций пасторского служения. Греческое слово oikonomia – означает «управление домом». Управление чьим-либо имуществом и/или делами. Человек, осуществляющий подобную деятельность, называется управляющим, управителем (oikonomos – «закон дома») или надзирателем (epitropos). Функции управляющего восходят к институту рабства, когда хозяин назначал раба управлять домашними делами; в его обязанности также могло входить обучение и наказание домашних, особенно других рабов и детей. Классический пример управляющего, Иосиф в доме Потифара (Быт.39:4-6). Концепция управления делами получила выражение в нескольких местах Нового Завета, особенно в рассказе о неверном управителе (Лук. 16:1-8). Представление о том, что Бог поставил человека управлять миром, вытекает из рассказа о сотворении мира (Быт. 1-3): человеку дается право господствовать над всем творением, за исключением самого себя. В Новом Завете слово oikonomia, когда оно не используется в своем обычном смысле, подразумевает обязанности управлять дарами Божьими, особенно применительно к проповеди Евангелия. Из контекста послания к Ефесянам 1:10 и 3:9 ясно, что согласно замыслу Божьему человек наделяется правом благовествовать. Эта идея прямо выражена в 1 Коринфянам 9:17; Ефесянам 3:2; Колосянам 1:25; 1 Коринфянам 4:1-2; Титу 1:7. В широком смысле сфера « управления» включает всех христиан и все благодатные дары Бога (1 Пет. 4:10). Необычное употребление слова oikonomia обнаруживается в 1Тимофею 1:4, где оно, по всей видимости, относится к наставлению христиан в вере. К управителям, поставленным Богом, как и к управителям на службе человека, предъявляется требование верности, то есть точного исполнения порученного. Современный акцент на «управлении делами» вполне оправдан, но может заслонить тот факт, что у христианина оно связано в первую очередь с Евангелием, которому должны служить и деньги христианина, и вся его жизнь. 2.1.Основные формы современного управления церковью Существует три формы церковного управления – епископальная, пресвитерианская и конгрегационалистская, причем каждая имеет черты, сближающие ее с двумя другими. Например, в епископальных церквях важную роль играют пресвитеры (на соборах и тому подобное), а многие функции исполняются конгрегациями (общинами). У пресвитериан конгрегации также играют важную роль, а появление у них должности председателя свидетельствует о движении к епископальному надзору. Само существование конгрегационалистских и баптистских союзов, возглавляемых президентами, показывает, что церкви, организованные по конгрегационалистскому принципу, все же осознают ценность иных элементов христианской традиции. И все же разделение на три основные категории правомерно. Епископальная форма – здесь основные служители церкви — это епископы. Другие служители — пресвитеры (священники) и дьяконы. Утверждается, что организация управления церковью в посленовозаветную эпоху поддерживала такую форму управления, и что епископальная форма управления церковью – древнейшая и самая правильная. Вместе с тем такая форма управления возникла довольно рано и распространена повсеместно. Православные и католические церкви поддерживают такую форму управления, хотя православная состоит из самоуправляемых церквей, а католическая более централизована – ее епископов назначает папа. Лютеранская и методистские церкви поддерживают, в основном, епископальную форму управления, но без исторической преемственности. Также существует пресвитерианская форма. Эта форма основана на главенстве старейшин, или пресвитеров. Ее приверженцы обычно не настаивают на том, что такая форма – единственная в Новом Завете. Во времена Реформации пресвитерианские лидеры полагали, что они восстанавливают первоначальную систему управления церковью, но сегодня многие пресвитериане уже не склонны защищать эту точку зрения. Они признают наличие серьезных нововведений, однако утверждают, что все это сделано под водительством Святого Духа и что суть пресвитерианской системы соответствует Святому Писанию. Пресвитерианские церкви независимы одна от другой, но признают Бельгийское исповедание, Гейдельбергский катехизис или Вестминстерское исповедание и придерживаются пресвитерианской формы управления церковью. Каждая община выбирает себе «сессию» - коллегию, которая управляет ее делами. Во главе «сессии» стоит «старейшина-наставник », также избранный общиной. В то же время его должна рукоположить «пресвитерия» - коллегия из учащих и управляющих старейшин, избранная группой общин и распоряжающаяся их делами. Еще выше стоит Генеральная ассамблея. Во всех этих органах строго соблюдается паритет между учащими и управляющими старейшинами. Возникают также малые пресвитерианские сообщества, учреждаемые теми верующими, которые полагают, что большие сообщества их единоверцев отошли от первоначального пресвитерианства. Конгрегационалистская форма – само название этой формы предполагает акцент на роли конгрегации (общины). Важнейшие библейские свидетельства в пользу данной системы – это, пожалуй, слова о том, что Христос – глава Церкви (Кол. 1:18),и о том, что все верующие – царственное священство (1 Пет. 2:9). Конгрегационализм как система возник после Реформации. Некоторые из приверженцев Реформации решительно отвергли идею государственной церкви, считая, что все верующие суть «коллективная Церковь» - сообщество людей, услышавших призыв Христа и откликнувшихся на него. Понятие «конгрегационализм» - это нечто большее, чем соответствующая церковь. Большинство баптистов, к примеру, тоже придерживается конгрегационалистского устройства, считая каждую общину независимой и свободной, от подчинения какой бы то ни было внешней власти. Подобным образом организованы и некоторые другие деноминации. Бывает и так, что некая группа христиан основывает свою общину, не связанную ни с одной другой. Конгрегационализм обычно не предполагает признания тех или иных вероисповедных тезисов. Это обеспечивает удивительную терпимость, но в то же время открывает путь для искажений новозаветного учения. Некоторые, по-видимому, из-за упомянутой выше терпимости, конгрегационалисты перешли в унитарианство. 2.2. Различные стили руководства В поддержку идеи о том, что руководящему человеку свойствен конкретный стиль, действует, кроме прочего, и традиционная точка зрения на Библейское руководство. Нас учили быть «смелыми, как Даниил», «первыми, как Андрей», «провидцами, как Иоанн». Нас поощряют перенять эти стили, поскольку они отражают Библейские ценности. Однако наклеивать на стиль этикетку с описанием – это значит не обратить внимания на чрезвычайно важную особенность руководства. Она заключается в том, что нет руководящего, стиль которого был бы фиксированным, неизменным. Можно говорить о доминирующем стиле, но при этом необходимо знать, что руководящие по-разному осуществляют свои функции. При этом они демонстрируют обычные человеческие качества. Руководители – это живые люди, а не роботы! Для того чтобы стать руководящим, недостаточно единичного незаурядного поступка. Руководящий – это человек, который постоянно совершает руководящие действия. Руководящий – это тот, кто ведет, поэтому нельзя не согласиться с тем, что руководство – это динамичное, изменчивое явление. По этой причине любое определение руководства должно учитывать все разнообразие особенностей, присущих разным руководящим. Наиболее плодотворный способ изучения доминирующего стиля руководящего – это анализ его манеры поведения на протяжении какого-либо отрезка времени. Итак, стиль руководства – это привычная манера поведения руководящего лица по отношению к людям, с которыми он работает и на которых оказывает влияние. Эта манера поведения сохраняется в течение какого-либо времени, и поэтому последователи могут в какой-то мере прогнозировать её. Однако, руководство нужно воспринимать как динамичное явление. Первым рассмотрим диктаторский стиль. Слово диктатор происходит от латинского слова dicere, которое означает «говорить» или «высказываться». Диктатор – это тот, чьим словам обязаны повиноваться последователи. Руководящий такого типа единолично принимает решения о том, кто, что, когда и как будет делать. Тех, кто не повинуется, он наказывает. В поведении руководящего - диктатора отчетливо прослеживаются такие особенности: 1. Он не допускает несогласия. 2. Он предъявляет высокие требования к последователям. 3. Он самостоятельно подбирает персонал. 4. Нередко он не имеет представления о том, каково количество людей, относящихся к нему отрицательно. Следующий стиль руководства можно назвать авторитарным стилем. Авторитарный руководящий обладает сильным влиянием на своих последователей, хотя уступает в этом диктатору. Его обычный стиль негибкий и бескомпромиссный. Он требует, чтобы организация неуклонно выполняла свои функции. Он отменяет все решения, принятые последователями без его разрешения. Он предъявляет высокие требования к себе и к организации. Часто он использует свое положение руководящего для дальнейшего укрепления личной власти. Для поведения авторитарного руководящего характерны такие особенности: 1. Он редко соглашается с чужим мнением. 2. Он настроен на соревнование и не терпит, когда другие группы преуспевают, в то время как его группа статична. 3. Он не признает наличие способностей у других людей. 1. Он - катализатор группы (тот, кто облегчает действие, функционирование или руководство). 2. Он нередко соглашается с мнениями, обратными его собственной точке зрения. 3. Он сосредоточен на творческой деятельности и поиске новых идей. 4. Он стремится повысить заинтересованность всей группы. Интересно заметить, что в восточных церквях, и особенно в Украине и России, самый распространенный авторитарный стиль руководства, часто встречается и диктаторский. Возможно это часть нашей культуры, сложившаяся в силу определенных исторических событий. Но замечено, что, применяя партисипативный стиль, особенно если это осуществляется без подготовки и быстро, результат почти всегда отрицательный. Члены церкви либо отстраняются, воспринимая пастыря с его поменявшимся стилем как нечто чуждое. Либо не зная, что делать с обрушившейся свободой ведут себя вызывающе и даже по-хамски, что, зачастую, ведет к развалу общины. Поэтому, на востоке самая распространенная форма управления – монархическая, даже при видимом наличии братского совета, решения принимает кто-то один. Наверно нациям, у которых издревле (и если быть честными, и при Советском Союзе) правили монархи, иметь во главе церкви одного человека проще и понятнее, хотя на плечи этого человека ложится довольно большая ответственность. Приходит такое время, когда применение партисипативного стиля просто необходимо, но это требует предварительной подготовки последователей и определенной зрелости лидеров. Также лидеры должны быть изведанными – или проверенными. В действующей команде необходимо иметь единство. Тогда, при соблюдении таких условий партисипативный стиль даст нужный результат. 2.3. Эффективный способ применения различных стилей руководства Выбор стиля руководства не означает свободный выбор формы управления. Как правило, о выборе формы управления не приходится говорить, так как зачастую пастыря вырастают в свое служение, уже находясь в определенной общине с определенной формой управления. Поэтому сосредоточимся на стиле руководства, который можно использовать в различных формах управления. Конечно, форма управления всегда дает окраску стилю, но призывать к перевороту и революции в своей поместной церкви автор реферата не намерен. Также опустим рассмотрение управления в церквях не евангельского направления и, обсуждая стиль руководства, будем иметь в виду евангельские церкви. Нельзя в вопросе выбора руководства просто сказать человеку – будь как Иисус. Обычно, люди, которые так говорят, хотят навязать свое и требуют, таким образом, смирения от пастыря, как у Иисуса. Но Иисус был смиренным перед Богом! Иначе как тогда объяснить изгнание продающих из храма таким не деликатным способом? Или Моисей, кратчайший из всех людей, разбил бесценные скрижали, когда увидел бесчинствующих евреев? Также нельзя дебоширить в церкви оправдывая свое поведение этими примерами. Часто потенциальные руководящие листают Писания и наблюдают за преуспевающими христианскими руководителями, стараясь найти идеальный стиль руководства. Верно, многие студенты читают книги и посещают семинары, посвященные какому-либо стилю, который гарантирует успех и популярность. Однако большая часть практиков обнаруживает, что идеальный стиль - это иллюзия, а результат его поисков - разочарование. Молодые руководящие нередко испытывают соблазн заимствовать как можно больше достоинств у многих выдающихся руководящих и специально для себя создать совершенный стиль. | |
Просмотров: 4163 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |