Главная » Файлы » Пасторство » Управление и руководство

Пасторское служение как эффективный способ применения различных стилей руководства
28.10.2011, 02:05
Управление церковью - это духовные вещи. Основные способы формирования
церковного управления должны быть найдены в Писании. Принципы церковного
управления, найденные в Библии, являются основными и всеобъемлющими даже поотношению к церквям во многих разных культурах и через многие разные исторические периоды.

Глава 1. Суть пасторского служения

Определенно можно сказать, что если и внесено что-то новое в каноны пасторского богословия, то эти изменения весьма незначительны. Изменилось, пожалуй, лишь то, что некоторые аспекты приобрели большую актуальность. Очевидно, мир оказывает все большее влияние на Церковь и на ее членов. Мирские ценности, приоритеты и стандарты успеха или значимости все больше и больше принимаются Церковью. Люди - как принадлежащие, так и не принадлежащие Церкви - все больше отвергают ее, будто Церковь  никак   не  демонстрирует   миру   своего  отношения  к сложным морально-этическим проблемам, с которыми сталкивается общество, и уж тем более - к основополагающим вопросам жизни и смерти, греха, вины и прощения. Похоже, мир доминирует в этой области и все более навязывает свои условия. В свете этого можно утверждать, что аспекты пасторского попечения могут выходить далеко за рамки поместной церкви и касаться всех институтов современной жизни.

        1.1  Греческие слова, описывающие пасторское служение

Согласно биб­лейскому учению, пастырство – это слу­жение Богу и людям. Служение в церкви призвано наставлять людей к укрепле­нию единого Тела Христова: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова... И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4:7,11-13). Идея пастырства как «служения» просматривается в глаголах diakoneo  «служить» и douleud - «служить в качестве раба» и в производных от них суще­ствительных. Название hyperetes относи­лось ко всем тем, кто с готовностью слу­жит другому, - например, так назывались служители «слова» (Лук. 1:2), Христа (Иоан. 18:36; 1 Кор. 4:1); так назы­вали Апостола Павла и Варнаву (Деян. 13:2).

Слово leitourgia и соответствующий глагол leitourgeo нередко употреблялись по отношению к священническому слу­жению Ветхого Завета. Образно они используются и в Новом Завете, где указывают на финансовое попечение па­стырства о нуждающихся людях  (Рим. 15:27; 2Кор. 9:12) и жертвенную самоотдачу Апостола Павла (Филп. 2:17). Эти термины использовались для описания христианского служения в це­лом, однако в послеапостольский пери­од их все больше стали   относить к собст­венно священническому служению как к аналогу ветхозаветного Левитского служения. Об этом свидетельствуют Первое послание Климента и Апостольские правила.

Термин епископ употребляется в первом послании к Тимофею 3:1 по отношению к людям несущим пасторское служение. Это один из нескольких терминов, которыми обозначается в Новом Завете руководящее церковью лицо. По-гречески это слово episkopos, "надзиратель", "блюститель" и обозначает в Новом Завете одну  из должностей в ранней Церкви, людей, которые были назначенными лидерами поместной церкви. Это слово состоит из двух слов – epi – над и skopos – смотреть, наблюдать, надсмотрщик, блюститель, или человек, который наблюдает. Еще в Древней Греции надзиратели, государственные чиновники, философы и так далее  назывались эпископой. В Новом Завете епископы еще не были предстоятелями и надзирателями над общинами определенного округа. Управление общинами осуществлялось советом пресвитеров или епископов. В Новом Завете термины епископ "блюститель" и "пресвитер"  используются как взаимозаменяемые, например, в Деяниях 20:17,28. Слово епископ в Новом Завете обычно стоит во множественном  числе - эпископой, кроме 1Тимофею 3:2, где говорится о  необходимых епископу качествах. Епископ как единоличный глава общины или округа (монархический епископат) не был возможен до II века, когда этот институт начинает формироваться, и данный процесс не отражен в тексте Нового Завета. Слово presbuteros, которое синонимично и можно также отнести к пасторскому служению, в книге Деяний 11:30 Лука использует в отношении тех, кто имел власть и входил в руководство Иерусалимской церкви. Это слово чаще других употребляется в Новом Завете. В послании к Римлянам 12:8 употреблено слово начальник – proistamenoi, а в послании к Евреям 13:17 – наставники – hegoumenois. Греческое poimenas в послании к Евреям 4:11 передано как пастыри. Каждым из этих терминов подчеркивали тот или иной аспект деятельности руководителя, но все они, по-видимому, употреблялись попеременно    для    обозначения    одного    и    того    же    руководящего  поста  в  церкви,  который отличался от другого поста, занимаемого диаконами. В послании к Евреям 12:15 слово episkopos указывает, что верующий является епископ своего сердца, а значит, обязан наблюдать, исправлять и присматривать за всем, что происходит внутри. Это наталкивает на мысль, что пастырей можно еще представить как наставников. Слово odegeo – наставлять, описывает проводника, который показывает путешественнику самый безопасный путь по незнакомой местности. Это слово употребляется по отношении к Духу Святому в Иоанна 16:13, и говорит о том, что Он наш проводник. В какой- то степени пастор, исполненный Духом может вести вверенных ему людей по пути так, чтобы избежать ловушек и преодолеть преграды. Когда христианин вступает на незнакомую территорию, пастор, водимый Богом, может показать самый безопасный путь, который приведет к назначенной цели.

1.2 Пасторское служение в Библии   

Согласно Святому Писанию, пастырство может быть представлено священниче­ским и левитским служением в Ветхом Завете, наряду с общим для Ветхого Завета и Нового Завета служением старейшин и взаимным сослужением всех верующих. Слово «пастырство», таким образом, относится как к служению руково­дителей общины, так и к служению са­мой общины и ее членов. Идеал пастырства воплощен в служе­нии Христа, которое можно назвать и водительством. В Деяниях 6:3 характеризу­ются духовные качества, необходимые для руководителей общины, а в 1 Тимофею 3:1-13 (также Тит. 1:6-9) эти качества рассматриваются более подробно.

Об историческом развитии пастырст­ва в Новом Завете и ранней Церкви единого мнения нет. Многие выводят его из личного ха­ризматического пастырства христиан, преобразовавшегося со временем в орга­низованное (официальное) пастырст­во немногих членов общины и, в конце концов, получившего форму правящего епископата (послеапостольский пери­од). Реформация в известной мере изме­нила картину. Время от времени в исто­рии Церкви различные христианские течения подчеркивали харизматиче­ский аспект пастырства. В самое послед­нее время концепции пастырства под­верглись дальнейшим изменениям в хо­де деятельности таких групп, как рабо­чие-священники; основной упор стали делать на руководящую роль и служе­ние мирян, на развитие многофункцио­нального штата церкви, на современное харизматическое движение.

Однако, достоверно не известно, что новозаветная Церковь развивалась линейным образом от харизматического к институ­циональному служению, и еще более со­мнительно, что в ранней Церкви проти­вопоставлялись эти две формы пастыр­ства. Нет нигде достоверных фактов, что первые христиане существовали без поставленного лидерства, просто пася друг друга теми дарами, которые вложил в них Бог. А затем, более успешные в этом «личном» пастырстве были поставлены над всей паствой общим голосованием. Даже во времена Ветхого Завета и при так называемой теократической системе управления, во главе народа Божьего всегда стоял лидер, осуществляющий функции блюстителя и наставника. Дей­ствительно, в большинстве посланий Апостола Павла очень мало говорится об институ­циональном служении, а старейшины и диаконы упоминаются главным образом в пас­тырских посланиях и Деяниях. И все же упоминание о старейшинах и диаконах в Филиппийцам 1:1 подтверждает рассказ Деяний о том, что Апостол Павел назначил старейшин в каждую церковь. Кроме того, в отрывках из пас­тырских посланий, в которых говорится о старейшинах и диаконах, основное вни­мание уделяется их роли и функциям, а не «институту» пастырства, как таково­му. Наконец, специфические функции, возложенные на старейшин, диаконов, апостолов, пророков, благовестников и пастырей-учителей, нигде не противо­поставляются служениям отдельных верующих (наделенных даром Духа) и не заслоняют такие служения.

 Возникают и дополнительные вопро­сы, имеющие отношение к теологии пас­тырства. Некоторые из этих вопросов возникают в связи с институциональ­ным аспектом пастырства. Например, какой уровень почета и власти приличествует официальным пастырям Христовым, все свое время отдающим служению, по сравнению с остальными христианами? Или в свете сегодняшнего либерализма, стоит ли быть категоричным или подымать вопросы типа: могут ли образ жизни (например, гомосексуализм) препятствовать пастырству?  Или предшест­вующие жизненные обстоятельства (например, развод, бывшие зависимости или тюремные заключения) препятствовать рукоположению на пастырское служение?  Также очень часто подымается вопрос о женщинах-пастырях, хотя в Ветхом Завете женщины не раз брали на себя функции пастыря и даже по просьбе мужчин. Некоторые из этих вопросов возникают в связи с институциональ­ным аспектом пастырства. Кроме того, неясно, можно ли говорить об аспекте пастырства только применительно к пастырям, рукополо­женным Церковью.

Ответить на эти вопросы дает воз­можность двоякий взгляд на пастырст­во: все верующие должны явить свое па­стырство в соответствии с полученным ими духовным даром, однако вопросы авторитетного учительства, руководст­ва и церковной дисциплины относятся к компетенции старейшин. Пастыр­ство, на каких бы людей, оно ни возлага­лось и в какой бы форме, ни реализовывалось, продолжает, по сути своей, пас­тырство Иисуса Христа. В протестант­ском евангельском христианстве боль­шую роль играет также и пастырство Слова Божьего. Цели пастырства, разу­меется, не ограничиваются сферой наставления Церкви. В пастырстве, как и во всякой деятельности христианина, проявляется слава Божья.

Есть еще один интересный аспект пастырства. Здесь уже говорилось, что каждый христианин в той или иной степени причастен к пастырству. Например, среди неверующих на   работе  или   на   учебе,   такой  человек   наставляет  остальных   своим  образом  жизни  или служением Слова. Если кто-то из верующих приводит своих родственников или знакомых в церковь, то какое-то время он для них является пастырем, отвечая на вопросы, призывая к молитве, служению, заботясь, чтобы человек не пропал и посещал собрание. Также в Ветхом Завете можно прочесть, что князья и цари назывались пастырями народа, ответственными за благосостояние вверенных им людей. Пророки были пастырями в области того слова, которое было от Бога направлено отдельным группам людей или даже целым нациям. Отцы и мужья были пастырями в доме, осуществляя главенствующую функцию и неся ответственность за всех домочадцев. В этом смысле пророк говорит, что это проклятие, когда такое пастырство (возложенное на плечи мужчин), осуществляют женщины или дети, неся не свою ответственность. Начальники или хозяева пастыря тем, над которыми они осуществляют надзор. В этом смысле аспект пастырства в осуществлении общего руководства и водительства во вверенной области проявляется практически во всех сферах общественной жизни. Любой депутат, бизнесмен, директор школы, является в своей области пастырем тем за кого он в ответе. При этом выдвигается общее условие – не пасти самих себя, а заботится о тех, кого Бог тебе доверил. 

1.3. Основные функции пасторского служения

В свете той ответственности, которая возложена на институт пастырства, к таковым людям предъявляются определенные требования. Это требования как внутреннего, так и внешнего характера. К требованиям внутреннего характера относятся призвание, духовная жизнь (чтение Слова Божьего и молитва), а также стремление к образованию. К внешним требованиям относят семейные взаимоотношения, взаимоотношения с окружающими и этика служителя по отношению к другим служениям или служителям. Помимо этого существуют функции и прямые обязанности пастырского служения.

     Самая яркая функция пасторского служения – это проповедь. Пастор всегда несет публичное  служение  у  кафедры.  Это  не  значит,  что пастор  должен проповедовать лучше всех или никто больше в церкви не может проповедовать, кроме пастыря. Но пастырь должен уметь проповедовать, учиться этого и совершенствовать свой профессионализм. Говоря о важности проповедования, можно удивиться словам Павла о том, что мир услышит Благую Весть и спасется через юродство проповеди (1 Кор. 1:21). В английской Библии это слово переведено как глупость. С точки зрения слушателя может показаться, что пропове­довать совсем не сложно. Мысль о важности проповеди настолько овладела умом Павла, что он сказал: «Горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9:16). Проповедование является основной задачей пастора. Слово, от которого происходит слово проповедь, означает «провозглашать публично». Кто-то дал ему другое определение: «назойливо и утомительно увеще­вать». Если ограничиться лишь этими определениями, то любую лекцию или публичное выступление можно назвать проповедью. Из этих опре­делений может показаться, что проповедовать можно безотносительно к Христу и Его Слову. Иными словами, невозможно проповедовать без причастности к Иисусу и без посредства Духа Святого. Новый Завет дает достаточно материала, чтобы понять, что означает проповедь в контексте Библии. В Писании используются несколько понятий для описания проповеди: возвещать, провозглашать, возвещать Благую Весть, учить. В основе проповеди не ле­жат человеческие представления о Боге. В основе ее лежит рассказ о том, что Бог сделал для человека, переданный человеку теми, кого призвал Бог. Библия указывает, что бывали лжепророки, изрекавшие свои собственные пустые слова; однако Бог отрекся от них (Иерем. 14:14). Иеремия также утверждает, что бывали времена, когда Слово Господне шло вразрез с мыс­лями тех, кто нес это Слово людям. Поэтому, касаясь проповеди, Библия ставит во главу угла то, что сказал и сделал Бог. Слова «Так говорит Гос­подь» повышают авторитет не столько говорящего, сколько сказанных им слов. Поэтому можно сказать, что проповедование предполагает весть от Бога. Но если проповедь – это  весть от Бога, необходим  вестник,  через  которого  эта  весть передается; иначе как Божья весть достигнет нас? Некоторые счи­тают, что весть становится непреложной оттого, что она ярко и убедительно изложена, но это не так. Основным критерием пророческого служения в Ветхом Завете является то, что пророческое слово исходит от Бога; именно Он наделял это слово окончательной властью. Итак, не красноречие говорящего придает силу и власть этой вести, но само ее содержание. Человек (пророк или проповедник) есть лишь глашатай или представитель; люди – адресаты этого послания. Здесь предстает картина с тремя действующими лицами: Бог, источник и смысл послания; пророк, посланник или глашатай, устами которого говорит Бог; и люди, которым направлено это послание.

В Новом Завете эта концепция представлена в нескольких вариантах. Па­вел подводит ей итог в своем Послании к Фессалоникийцам: «...принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, -  которое и действует в вас ве­рующих» (1 Фес. 2:13). Слово, переданное пророкам, воплотившееся в Сыне, вверенное Апосто­лам, дошло до нас в Писаниях. Ни ораторское мастерство говорящего, ни его мысли о жизни или религии, ни его сила убеждения не делают речь пропове­дью; это происходит лишь благодаря провозглашению Слова Божия.

В Послании к Римлянам 10:13-15 ясно показано, почему Бог избрал пропо­ведь как основное средство провозглашения Евангельской Вести. Этот отрывок явно указывает, что проповедь имеет цель. Она не является просто демонстра­цией ораторского искусства или попыткой манипулировать чувствами людей. Поскольку человек был отчужден от Бога своим грехом, он нуждается в примирении с Богом. Евангелие Христово, Благая Весть – это весть о том, что Бог дал нам все, что необходимо для этого примирения, и эту весть необ­ходимо нести людям (Рим. 1:16). Здесь, видно, что то, что началось с проповеди, заканчивается спасе­нием. А спасенные, посредством проповеди и наставления имеют возможность сохранить это спасение и ясно видеть волю Божью в своей жизни. Когда проповедник,  говорит  от  имени Христа,  он  берет  на  себя громадную ответственность. В каком-то смысле, судьба слушателей в его руках. Проповедуя, он доносит до людей весть от Господа всей вселенной. Это большая возможность.

Следующая функция пасторского служения – это обучение. Когда Иисус повелел Своим последователям идти и научить все народы (Матф. 28:19-20), Он тем самым установил цель церковного служения, и нельзя ею пренебрегать. Задача обучения не может быть уложена в од­норазовую программу или быть выполнена за один учебный год. Для того, чтобы научить людей, необходимы усердные самостоятельные занятия, тща­тельная подготовка, умение бесстрашно проникать в суть вещей и стремление посвятить себя выполнению призыва Господа. Масштабностью этих требова­ний можно отчасти объяснить тот факт, что в некоторых церквах людей учат недостаточно. Если взглянуть с точки зрения Нового Завета, учение имеет ряд целей. Во-первых, оно неразрывно связано с провозглашением Еванге­лия. Так, из Евангелия от Матфея можно прочесть, что наказ спасать погибших имеет первостепенную важность, поскольку именно с этого начинается при­зыв к духовной жизни. Но когда люди переходят из смерти в жизнь и стано­вятся учениками или последователями Христа, их надо учить исполнять то, что заповедал Христос. Для этого им следует снова и снова напоминать о том, что Христос призвал их быть истинно преданными учениками. Так­же нужно  убедить их в реальности Царства Божия и призвать, целиком по­святить себя этому Царству.

К этому близка также и другая цель учения – полнее наставлять верую­щих в евангельской истине. От первоначальных основ духовной жизни они должны переходить к росту, развитию и духовной зрелости. Им также сле­дует расстаться с прежним неверным пониманием Бога, самих себя и окру­жающего мира. Подобно тому, как двенадцать учеников Иисуса несли на се­бе некоторые предрассудки иудейского воспитания, каждый из нас привно­сит в свой христианский опыт свои предубеждения, склонности и особенно­сти восприятия. Наш характер  должен  подвергнуться   преобразованию, а  для  этого  требуется оставить позади первичные элементарные истины духовного младенчества (молоко) и принять на себя обязанности, связанные с духов­ным ростом, свидетельствованием и руководством другими людьми (твердая пища – Евр. 5:11-14).

Следующая цель обучения - необходимость воспитания учеников, чей ум и сердце были бы подготовлены к исполнению служения, подобного тому, которое нес Иисус. Те, кто учились у Иисуса, впоследствии стали «посланными». Следуя Его примеру, нужно тоже должны подготавливать людей, которым можно будет доверить распространять и ук­реплять дело Господа по всему миру.

Следующая функция пастыря состоит в том, чтобы осуществлять пасторское попечение. Оно может осуществляться через посещения, консультирование (личное и групповое). Также через ходатайство и заступничество. И конечно же дисциплинирование. Также пастырь осуществляет в церкви особые служения, такие как водное крещение, служение хлебопреломления, благословение детей, бракосочетание и похороны. Все это может быть успешной возможностью для осуществления вышеприведенных функций пасторского служения.

 Глава 2. Управление как путь осуществления пасторского служения    

Греческое слово oikonomia – означает «управление домом». Управ­ление чьим-либо имуществом и/или де­лами. Человек, осуществляющий подоб­ную деятельность, называется управ­ляющим, управителем (oikonomos «за­кон дома») или надзирателем (epitropos). Функции управляющего восходят к ин­ституту рабства, когда хозяин назначал раба управлять домашними делами; в его обязанности также могло входить обучение и наказание домашних, осо­бенно других рабов и детей. Классичес­кий пример управляющего, Иосиф в доме Потифара (Быт.39:4-6). Концепция управления делами получила выраже­ние в нескольких местах Нового Завета, особенно в рассказе о неверном управителе (Лук. 16:1-8).

 В древ­них папирусах чаще всего «попечите­лем» или «домоправителем» называ­лись лица, приставленные к маленьким детям (Гал. 4:3). Государственных чи­новников тоже могли называть «упра­вителями» (oikonomos – Рим 16:23, в синодальном переводе «казнохранитель») или «надзирателями» (epitropos, - Лк 8:3, в синодальном переводе «домоправитель»).

Представление о том, что Бог поста­вил человека управлять миром, вытека­ет из рассказа о сотворении мира (Быт. 1-3): человеку дается право господство­вать над всем творением, за исключени­ем самого себя. В Новом Завете слово oikonomia, когда оно не используется в своем обыч­ном смысле, подразумевает обязанности управлять дарами Божьими, особенно применительно к проповеди Евангелия. Из контекста послания к Ефесянам 1:10 и 3:9 ясно, что согласно замыслу Божьему че­ловек наделяется правом благовествовать. Эта идея прямо выражена в 1 Коринфянам 9:17; Ефесянам 3:2; Колосянам 1:25; 1 Коринфянам 4:1-2; Титу 1:7. В широком смысле сфера « управле­ния» включает всех христиан и все бла­годатные дары Бога (1 Пет. 4:10). Необычное употребление слова oikonomia обнаруживается в 1Тимофею 1:4, где оно, по всей видимости, относится к наставле­нию христиан в вере. К управителям, поставленным Богом, как и к управите­лям на службе человека, предъявляется требование верности, то есть точного ис­полнения порученного.

Современный акцент на «управле­нии делами» вполне оправдан, но может заслонить тот факт, что у христианина оно связано в первую очередь с Еванге­лием, которому должны служить и деньги христианина, и вся его жизнь.

2.1.Основные формы современного управления церковью                                           

Существует три формы церковного управления – епископаль­ная, пресвитерианская и конгрегационалистская, причем каждая имеет чер­ты, сближающие ее с двумя другими. Например, в епископальных церквях важ­ную роль играют пресвитеры (на соборах и тому подобное), а многие функции исполняются конгрегациями (общинами). У пресвите­риан конгрегации также играют важ­ную роль, а появление у них должности председателя свидетельствует о движе­нии к епископальному надзору. Само су­ществование конгрегационалистских и баптистских союзов, возглавляемых президентами, показывает, что церкви, организованные по конгрегационалистскому принципу, все же осознают ценность иных элементов христианской традиции. И все же разделение на три основные категории правомерно.

Епископальная форма – здесь основ­ные служители церкви — это епископы. Другие служители — пресвитеры (свя­щенники) и дьяконы. Утверждается, что организация управления церковью в посленовозаветную эпоху поддерживала такую форму управления, и что епископальная форма управления церковью – древнейшая и самая правильная. Вместе с тем такая форма управления возникла довольно рано и распространена повсеместно. Православные и католические церкви поддерживают такую форму управления, хотя православная состоит из самоуправляемых церквей, а католическая более централизована – ее епископов назначает папа. Лютеранская и методистские церкви поддерживают, в основном, епископальную форму управления, но без исторической преемственности.

Также существует пресвитерианская форма. Эта фор­ма основана на главенстве старейшин, или пресвитеров. Ее приверженцы обычно не настаивают на том, что такая форма – единственная в Новом Завете. Во времена Реформации пресвитерианские лидеры полагали, что они восстанавливают пер­воначальную систему управления цер­ковью, но сегодня многие пресвитериа­не уже не склонны защищать эту точку зрения. Они признают наличие серьез­ных нововведений, однако утверждают, что все это сделано под водительством Святого Духа и что суть пресвитерианской системы соответствует Святому Писанию. Пресвитерианские церкви независи­мы одна от другой, но признают Бель­гийское исповедание, Гейдельбергский катехизис или Вестминстерское испове­дание и придерживаются  пресвитериан­ской формы управления церковью. Каж­дая община выбирает себе «сессию» - коллегию, которая управляет ее делами. Во главе «сессии» стоит «старейшина-наставник », также избранный общиной. В то же время его должна рукоположить «пресвитерия» - коллегия из учащих и управляющих старейшин, избранная группой общин и распоряжающаяся их делами. Еще выше стоит Генеральная ассамблея. Во всех этих органах строго соблюдается паритет между учащими и управляющими старейшинами. Возни­кают также малые пресвитерианские сообщества, учреждаемые теми верую­щими, которые полагают, что большие со­общества их единоверцев отошли от первоначального  пресвитерианства.  

Конгрегационалистская  форма    са­мо  название  этой  формы предполагает акцент на роли конгрегации (общины). Важнейшие библейские свидетельства в пользу данной системы – это, пожа­луй, слова о том, что Христос – глава Церкви (Кол. 1:18),и о том, что все верующие – царственное священство (1 Пет. 2:9). Конгрегационализм как система воз­ник после Реформации. Некоторые из при­верженцев Реформации решительно от­вергли идею государственной церкви, считая, что все верующие суть «коллек­тивная Церковь» - сообщество людей, услышавших призыв Христа и откликнувшихся на него. Понятие «конгрегационализм» - это нечто большее, чем соответствую­щая церковь. Большинство баптистов, к примеру, тоже придерживается конгрегационалистского устройства, считая каждую общину независимой и свобод­ной, от подчинения какой бы то ни было внешней власти. Подобным образом ор­ганизованы и некоторые другие деномина­ции. Бывает и так, что некая группа христиан основывает свою общину, не связанную ни с одной другой. Конгрега­ционализм обычно не предполагает признания тех или иных вероисповедных тезисов. Это обеспечивает удивитель­ную терпимость, но в то же время откры­вает путь для искажений новозаветного учения. Некоторые, по-видимому, из-за упомянутой выше терпимости, конгрегационалисты перешли в унитарианство.

2.2. Различные  стили руководства                                                                                   

 Применение слова стиль для описания поведения руководящего  - это сравнительно новое явление. В некоторых книгах определение стиля руково­дства сведено к перечню стилей. В этом перечне есть такие слова, как авто­ритарный, харизматический, динамический,  консультативный, директив­ный и конфликтный.

В поддержку идеи о том, что руководящему человеку свойствен конкретный стиль, действует, кроме прочего, и традиционная точка зрения на Библейское руко­водство. Нас учили быть «смелыми, как Даниил», «первыми, как Андрей», «провидцами, как Иоанн». Нас поощряют перенять эти стили, поскольку они отражают Библейские ценности. Однако наклеивать на стиль этикетку с описанием – это значит не обратить внимания на чрезвычайно важную особенность руководства. Она заключает­ся в том, что нет руководящего, стиль которого был бы фиксированным, неизменным. Можно говорить о доминирующем стиле, но при этом необходи­мо знать, что руководящие по-разному осуществляют свои функции. При этом они демонстрируют обычные человеческие качества. Руководители – это живые люди, а не роботы!

Для того чтобы стать руководящим, недостаточно единичного незаурядного поступка. Руководящий – это человек, который постоянно со­вершает руководящие действия. Руководящий – это тот, кто ведет, поэтому нельзя не согласиться с тем, что руководство – это динамичное, изменчивое явление. По этой причине любое определение руководства должно учитывать все разнообразие особенностей, присущих разным руководящим. Наиболее плодотворный способ изучения доминирующего стиля руководящего – это анализ его манеры поведения на протяжении какого-либо отрезка времени. Итак, стиль руководства – это привычная манера поведения руководящего лица по отношению к людям, с которыми он работает и на которых оказывает влияние. Эта манера пове­дения сохраняется в течение какого-либо времени, и поэтому последователи могут в какой-то мере прогнозировать её. Однако, руководство нужно воспринимать как динамичное явление.

 Рассмотрим самые распространенные стили руководства, наиболее заметные в западных церквах и миссиях.  Нет сомнений  в том,  что стили значительно более разнообразны, а некоторые из них неприемлемы для нашей культуры.  

Первым рассмотрим диктаторский стиль. Слово диктатор происходит от латинского слова dicere, которое означает «говорить» или «высказываться». Диктатор – это тот, чьим словам обязаны повиноваться последователи. Руководящий такого типа единолично принимает решения о том, кто, что, когда и как будет делать. Тех, кто не повинуется, он наказывает. В поведении руководящего - диктатора отчетливо прослеживаются такие особенности:

1.    Он не допускает несогласия.

2.    Он предъявляет высокие требования к последователям.

3.    Он самостоятельно подбирает персонал.

4.    Нередко он не имеет представления о том, каково количество лю­дей, относящихся к нему отрицательно.

Следующий стиль руководства можно назвать авторитарным стилем. Авторитарный руководящий обладает сильным влиянием на своих после­дователей, хотя уступает в этом диктатору. Его обычный стиль негибкий и бескомпромиссный. Он требует, чтобы организация неуклонно выполняла свои функции. Он отменяет все решения, принятые последователями без его разрешения. Он предъявляет высокие требования к себе и к организации. Часто он использует свое положение руководящего для дальнейшего укрепления личной власти. Для поведения авторитарного руководящего характер­ны такие особенности:

1. Он редко соглашается с чужим мнением.

2. Он настроен на соревнование и не терпит, когда другие группы преуспевают, в то время как его группа статична.

3.  Он не признает наличие способностей у других людей.

 Стиль, поощряющий участие, так называемый партисипативный, от английского слова participate - участвовать, сравнительно нов. Руководящее лицо принимает на себя роль играющего тренера и рассматривает последователей как команду. Он передает большую часть власти своим подчиненным и принимает их как равных. Важно полное согласие, прежде чем проводить в жизнь какое-либо решение, достигается консенсус. Партисипативный руко­водящий проявляет такие свойства:

1.     Он  - катализатор группы (тот, кто облегчает действие, функцио­нирование или руководство).

2.     Он нередко соглашается с мнениями, обратными его собственной точке зрения.

3.     Он сосредоточен на творческой деятельности и поиске новых идей.

4.     Он стремится повысить заинтересованность всей группы.

Интересно заметить, что в восточных церквях, и особенно в Украине и России, самый распространенный авторитарный стиль руководства, часто встречается и диктаторский. Возможно это часть нашей культуры, сложившаяся в силу определенных исторических событий. Но замечено, что, применяя партисипативный стиль, особенно если это осуществляется без подготовки и быстро, результат  почти всегда отрицательный. Члены церкви либо отстраняются, воспринимая пастыря с его поменявшимся стилем как нечто чуждое. Либо не зная, что делать с обрушившейся свободой ведут себя вызывающе и даже по-хамски, что, зачастую, ведет к развалу общины. Поэтому, на востоке самая распространенная форма управления – монархическая, даже при видимом наличии братского совета, решения принимает кто-то один. Наверно нациям, у которых издревле (и если быть честными, и при Советском Союзе) правили монархи, иметь во главе церкви одного человека проще и понятнее, хотя на плечи этого человека ложится довольно большая ответственность. Приходит такое время, когда применение партисипативного стиля просто необходимо,  но  это  требует предварительной  подготовки  последователей  и определенной зрелости лидеров. Также лидеры должны быть изведанными – или проверенными. В действующей команде необходимо иметь единство. Тогда, при соблюдении таких условий партисипативный стиль даст нужный результат. 

2.3. Эффективный  способ применения различных стилей руководства        

Выбор стиля руководства не означает свободный выбор формы управления. Как правило, о выборе формы управления не приходится говорить, так как зачастую пастыря вырастают в свое служение, уже находясь в определенной общине с определенной формой управления. Поэтому сосредоточимся на стиле руководства, который можно использовать в различных формах управления. Конечно, форма управления всегда дает окраску стилю, но призывать к перевороту и революции в своей поместной церкви автор реферата не намерен. Также опустим рассмотрение управления в церквях не евангельского направления и, обсуждая стиль руководства, будем иметь в виду  евангельские церкви.

Нельзя в вопросе выбора руководства просто сказать человеку – будь как Иисус. Обычно, люди, которые так говорят, хотят навязать свое и требуют, таким образом, смирения от пастыря, как у Иисуса. Но Иисус был смиренным перед Богом! Иначе как тогда объяснить изгнание продающих  из  храма  таким  не  деликатным  способом?  Или Моисей,  кратчайший из всех людей, разбил бесценные скрижали, когда увидел бесчинствующих евреев? Также нельзя дебоширить в церкви оправдывая свое поведение этими примерами. Часто потенциальные руководящие листают Писания и наблюдают за пре­успевающими христианскими руководителями, стараясь найти идеальный стиль руководства. Верно, многие студенты читают книги и посещают семи­нары, посвященные какому-либо стилю, который гарантирует успех и попу­лярность. Однако большая часть практиков обнаруживает, что идеальный стиль - это иллюзия, а результат его поисков - разочарование. Молодые руководящие нередко испытывают соблазн заимствовать как можно больше достоинств у многих  выдающихся  руководящих  и  специально  для  себя   соз­дать   совершенный  стиль.



 

Категория: Управление и руководство | Добавил: admin | Теги: пастор, Управление
Просмотров: 4163 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]