Главная » Файлы » Пасторство » Душепопечение

ДУШЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
30.11.2011, 18:09

Евангельский подход

Виктор Карпенко

Редакция Альманаха, стараясь поощрить развитие творчества начинающих авторов, предоставляет им возможность публиковать свои первые самостоятельные богословские работы в специальной рубрике "Первые шаги в богомыслии". В этом выпуске мы публикуем первую богословскую работу выпускника Одесской Богословской Семинарии Виктора Карпенко. Мы также приглашаем к участию в этой рубрике всех желающих попробовать свои силы в евангельском богословии.

Проблема душепопечительства, вероятно, никогда еще не стояла столь остро для наших церквей, как в настоящее время, что обусловлено состоянием общества в нашей стране и мира в целом, быстро движущегося к всеобщему растлению. Интенсивная открытая пропаганда оккультизма, сексуальная распущенность, распространение наркомании и пьянства - таковы лишь некоторые проблемы современного общества, превращающие людей в рабов греховных страстей, с которыми также приходится сталкиваться церкви, чтобы оказать духовную помощь тем, кто в ней нуждается. Свобода - другой существенный фактор, подталкивающий сегодня к развитию душепопечительства.

Многие служители оказались не способны ориентироваться в новой обстановке свободы. Церкви сейчас растут количественно, в то же время отношение к проблемам людей, подходы к их решению остались прежними. Свобода, надо признать, поставила многих христиан и христианских руководителей в состояние замешательства и неспособности что-либо сделать.

Душепопечительство как особая форма христианского служения получило широкое распространение и развитие во многих странах. Но в церквах нашего братства до сих пор еще не сформировался институт душепопечительства, и эта область отечественного богословия остается малоизученной. В то же время существует насущная потребность в развитии душепопечительского служения в церкви. Существование Церкви на земле является большим благословением для страждущего мира. Это то единственное Господне учреждение, которое призвано посмотреть глазами Бога на проблему человека и на его испорченность в результате греха, помочь в решении его проблем на основании библейских принципов. На протяжении всей истории Церкви забота о человеке выражалась в помощи решению различного рода проблем, встречавшихся в жизни людей. Душепопечительство – преимущественно христианское явление. Христос первым заговорил о душепопечительстве, показав Себя как пример доброго Пастыря, Который заботится об овцах паствы Своей (Ин.10.11-15).Главной целью работы является описание душепопечительства как целостной системы, действующей как со стороны Святой Троицы, так и через труд Церкви на земле. Это позволяет точнее определить баланс функций между Богом и Церковью в деле душепопечения в той пропорции, которую заложил Сам Бог. Нарушение этого баланса функций приводит к тому, что душепопечители перекладывают ответственность каких-либо функций на Бога, в то время когда Бог поручает, чтобы этим занималась Его Церковь.

Одна из целей работы – определение духовного потенциала душепопечительства, заложенного в каждом верующем. Часто на практике душепопечительством занимаются пресвитер или специальные духовные наставники. Однако, духовные дары для Церкви, упоминаемые в Новом Завете, и всеобщее священство дают основание для душепопечительства каждого верующего.

Часть 1

1.1. Библейские основания душепопечительства

Первая часть работы представляет душепопечительство в системе отношений и взаимодействий между Богом Отцом, Сыном и Святым Духом в деле спасения и исцеления человеческой души. Здесь дается обзор принципиальных вопросов богословия душепопечительства, осуществляемого с стороны Святой Троицы. Вторая часть работы посвящена обзору структуры душепопечительства на практике как отражению взаимодействий между Богом и Церковью (душепопечителем) в деле спасения людей и оказания помощи опекаемому.

Определение

Этимология слова «душепопечительство» представляет некоторую трудность, так как в лексике современного русского языка это слово редко используется, и современные толковые словари не дают ему определения. Вероятнее всего, употребление данного слова носит локальный характер, связанный с его религиозным происхождением. В православном лексиконе это слово давно закрепилось и употребляется в контексте пасторского служения [4, с.8]. Фраза «печься (заботиться) о душе» синонимична понятию «душепопечительство» и является по сути библейской (Мф.6.25).

Употреблению данного слова в русском языке, вероятно, способствовала переводная литература с немецкого, так как в немецком языке это слово свободно употребляется и также используется в религиозном смысле [26, с.166-167].

Слово «душепопечительство» соответствует всем правилам словообразования в русском языке. Например, есть подобные сложные слова: «душе-губство», «душе-приказчик» или прилагательные «душе-спасительный», «душе-полезный».

Словарь В.Даля, в числе других определений слова «душа», указывает – «бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волей»; в общем значении – человек с духом и телом; а слово «попечительство» обозначает заботу, усердие о ком-либо. Иногда это слово используется в значении места, должности, звания или какого-либо учреждения, занимающегося опекунством. Например, в царской России были различные попечительские учреждения или законные представительства в сфере права, которые помогали недееспособному лицу [7, с.452]. Таким образом, можно дать следующее определение этому понятию.

Душепопечительство – это форма заботы о человеке, предполагающая участие либо одного человека либо учреждения, которая направлена в основном на его внутренние потребности (душу), чем на внешние (т.е. физические потребности), хотя не исключает этот аспект заботы.

Такое определение «душепопечительства» имеет очень общее, широкое значение в употреблении. Например, он может относиться к Божьей заботе о человеке, но также и к нашему противнику диаволу, который также «заботится» о душе, но только в отрицательном смысле; его можно использовать в христианстве, но также и в секулярном мире, где, например, о душе заботятся психологи. Поэтому необходимо уточнить контекстуальные рамки данного понятия и сузить его до такого понятия, которое отражало бы его христианское или библейское значение.

С первой частью задачи справиться нетрудно, ограничив понятие «душепопечительство» контекстом «христианское» или «библейское». Что касается второй части задачи, то она гораздо труднее. Служение Церкви, так как оно отражено в Евангелии, по своей сути направлено на душепопечительство во всем своем многообразии. Выражаясь языком Нового Завета, Библия была дана для того, чтобы помочь человеку прийти ко спасению через веру в Христа и затем преобразиться в Его образ (2 Тим.3.15). Известный теолог Г.К.Тиссен указывает на несколько важных видов служения Церкви на земле, которые по своей сути сводятся к двум главным: с одной стороны, прославление Бога (Рим.15.6), с другой, наставление (Еф.4.12-16), очищение (Еф.12.10), воспитание Церкви (Еф.4.12), евангелизация мира (Мф.28.19), просвещение мира (Мф.5.13) [32, с.359-361]. Это двухступенчатое служение Церкви можно свести к главной цели Церкви, которая направлена на прославление Бога, и второстепенной, которая обеспечивает или же делает возможным достижение главной цели.

Христианское душепопечительство по своей сути вытекает из второстепенной цели Церкви и охватывает весь её широкий спектр: наставление, очищение, воспитание себя и евангелизацию мира. Поэтому понятие «душепопечительство» следует рассматривать в контексте этого служения Церкви.

Категория: Душепопечение | Добавил: admin
Просмотров: 3915 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]